Просмотры2354Комментарии0

Фёдор Прокин: «Я знаю, что можно изменить в областном здравоохранении»

В последнее время ульяновцы всё чаще вспоминают Фёдора Прокина, бывшего министра здравоохранения Ульяновской области, как хорошего руководителя, при котором медицина развивалась. Мы решили встретиться с Фёдором Григорьевичем и обсудить актуальные проблемы в сегодняшнем здравоохранении региона.

— Как вы считаете, какие проблемы сейчас есть в здравоохранении в Ульяновской области?

— В здравоохранении проблем много. Одним словом ситуацию не охарактеризуешь. Первое – кадровые вопросы, второе – управленческие и третье – финансовые. Кадровые связаны непосредственно с тем, что должность самого первого лица – министра – не престижная, не привлекательная и, самое главное, в последнее время опасная. Хорошие управленцы практически туда не идут. Второе – управленческие вопросы. Старый управленческий аппарат, который был когда-то, в настоящее время полностью исчерпал свои возможности, новая вертикаль власти практически не создана. Если говорить про экономический вопрос, то большие долги, отсутствие медикаментов в лечебных учреждениях – это бич сегодняшнего здравоохранения Ульяновской области.

В прошлом году многие читатели жаловались, что в больницах отсутствуют лекарства и не выдают медикаменты льготникам. Как вы считаете, в этом году ситуация изменится?

— Вряд ли. На сегодняшний день прошлогодние долги не погашены. К сожалению, кроме экстренных препаратов, которые необходимы для оказания срочной медицинской помощи, лекарств практически нет. С другой стороны, ситуация может измениться, если поступят дополнительные средства из федерального Фонда обязательного медицинского страхования, где аккумулируются средства для выравнивания бюджетов регионов.

— Взамен АО «УльяновскФармация» хотят сделать региональное бюджетное учреждение «Ульяновская государственная аптека». Почему нельзя отдать снабжение лекарствами на откуп рынку?

— Государство имеет монополию на наркотические средства, а частные фирмы имеют только лицензии на сильнодействующие препараты, поэтому пусть даже и в небольших количествах, но они должны быть. Кроме того, АО «УльяновскФармация» производит некоторые виды лекарственных средств, которые не производятся больше нигде, а срок их хранения маленький.

— Нам написала письмо женщина из Мелекесского района, которая рассказала, что у них в селе закрыли аптеку. В участковой больнице выписывают лекарства, а чтобы их купить, надо ехать за десять километров. Почему принимаются такие решения?

— Я не знаю, государственная или частная была аптека. Конечно, частник в село не пойдет, потому что население маленькое, стоимость лекарственных средств высокая, а покупательная способность низкая. Если речь о государственной аптеке, то это зависит от управленческого решения руководства. В августе 2010 года вышло постановление Правительства РФ, разрешающее выпуск лекарственных средств даже в фельдшерско-акушерских пунктах. Для этого нужно обучить фельдшера, чтобы он мог оказывать услуги, оборудовать помещение для хранения лекарственных средств, получить лицензию. Это не представляет никаких проблем. Сейчас Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова говорит о том, что прежде, чем закрывать аптечный пункт, нужно предоставить альтернативу, если её нет – не нужно ничего менять. Мы напрямую нарушаем установки Министра здравоохранения РФ. Я считаю, что даже если в селе пять человек, то всё равно должна быть возможность для приобретения лекарственных средств.

— Активно внедрили систему электронной записи к врачу, но легче не стало. В чём причина?

— Я был основоположником электронной регистратуры. Это задумывалось для улучшения оказания медпомощи. В других регионах электронная запись действует хорошо, нам надо опыт перенимать. В Ульяновской области есть большие проблемы. То в регистратуре компьютеры зависают, то мощности интернета не хватает, то кабель не тот заложен, то нет специалистов. Записаться или дозвониться порой невозможно. Приходится идти напрямую в поликлинику, ждать, когда выдадут талоны, а они заканчиваются очень быстро, их, естественно, не хватает. Получается длинная очередь возмущенных людей.

— Не умолкают разговоры о тест-полосках для диабетиков. Сколько их должно выдаваться и как часто?

— По закону, должны выдавать сто штук на один месяц. Обязательно должны быть тест-полоска, шарик со спиртом и иголка. Ведь страдающие диабетом вынуждены проверять уровень сахара после каждого приёма пищи.

— Недавно активно обсуждался вопрос закрытия урологического отделения в областном госпитале ветеранов войн. Каким вы видите решение этой проблемы?

— Этот вопрос не надо было поднимать. Специалисты обращают внимание на койки, которые якобы пустуют. Но в социальном учреждении всё работает иначе, его не надо сравнивать с другими медучреждениями. Также они говорят об экономии в 9,8 миллиона рублей. Для ульяновского здравоохранения с многомиллиардными долгами это только капля в море. Я считаю, что обижать наших ветеранов, которые завоевали победу и защищали нас, – это кощунство. Здесь есть множество вариантов, чтобы изменить ситуацию и не ликвидировать отделение.

— Часто слышим, что повышается рождаемость, но оппозиция говорит о другом. Что происходит на самом деле? Область вымирает?

— В этом году смертность превышает рождаемость. Все ссылаются на женщин 90-х годов, которых родилось значительно меньше, чем было раньше. Также стали рожать меньше детей в семье. Здесь много факторов, которые надо исправлять в ручном режиме. Не всё зависит от политики Минздрава. Есть много женщин, которые хотят родить, но не могут содержать детей. Вторая проблема – ЭКО. Вероятность забеременеть после первой посадки – низкая, а эта процедура дорогостоящая.

— Часто жители региона ездят в другие города, чтобы провести какую-то операцию. Что нужно сделать в Ульяновской области, чтобы пациенты лечились у нас?

— В каждом регионе есть федеральные учреждения: в Пензе – кардиологический, в Чувашии – травматологический, в Москве – онкологический и другие. На каждый регион выделяются бесплатные квоты, которые надо использовать. Есть у нас и высокотехнологичная помощь. Получаются хорошие результаты. Мы растём. Мы делаем все операции, даже на открытом сердце. Но наши объемы значительно меньше, чем в федеральных центрах.

— Фёдор Григорьевич, за последние десять лет сменилось пять-шесть министров здравоохранения области. Как вы считаете, это на пользу дела?

— Если бы это было на пользу дела, то здравоохранение у нас давно бы процветало. Пока же здравоохранение остаётся одной из худших сфер в регионе. Пока эффективность работы министров нулевая. Они не успевают ознакомиться со спецификой: их либо уволили, либо посадили.

— Как вы считаете, губернатор уделяет достаточно внимания здравоохранению области?

— Да, я считаю, что более чем достаточно. Сергей Иванович много делает для развития Ульяновской области. Он участвует в Совете главных врачей, ставит задачи и требует их исполнения, а, как правило, исполнение страдает, результат получается не таким, какого бы хотел наш губернатор.

— Как вы думаеете, почему в области всё чаще говорят о том, что Прокина очень не хватает в региональном здравоохранении? Всё чаще вспоминают о том, что при вас медицина была на подъёме.

— А сейчас там и без меня хватает специалистов. Есть умные и талантливые люди, просто их надо выбирать и назначать. Когда я работал в областном Министерстве здравоохранения, там реализовался национальный проект «Здоровье». И я строил свою работу таким образом: два дня в неделю находился в Москве, остальное время – здесь. Я сам видел, как выделялось оборудование для регионов, то есть во время «дележа» присутствовал сам министр, который защищал интересы региона. Тогда старались давать оборудование лучшего качества и вовремя. Если же приезжал кто-то рангом ниже, то ему давали по остаточному принципу. Все программы, например «Оказание сосудистой помощи», «Оказание травматологической помощи», «протащил» я, но реализация была уже без меня. У меня есть своё мнение, что можно было бы сделать по-другому.

— Что бы вы пожелали нашим читателям?

— Ещё Николай Иванович Пирогов говорил, что медицина должна быть предупредительной (профилактической). Чтобы человек меньше болел, он должен заботиться о своём здоровье. Если есть риск заболеваний, то он должен стоять на диспансерном учете, обследоваться у врача согласно графику и, естественно, своевременно получать медикаментозное лечение. Если же человек не болел, то он должен хотя бы раз в полгода пройти диспансеризацию и узнать больше о своём состоянии здоровья. А также я считаю, что вакцинация является обязательной, особенно от гриппа и в период эпидемии. Риск заболеть и получить осложнения  благодаря прививкам снижается. Желаю, чтобы всё население области занималось своим здоровьем, ходило в поликлинику, обследовалось, получало оперативную информацию о своём состоянии. И тогда всем будет легче: и врачам, и пациентам.

Беседовала Наталья КОРОЛЁВА.

 

Наша справка

Фёдор Григорьевич Прокин родился второго июня 1962 года в деревне Чукалы-на-Нуе Атяшевского района Мордовской АССР. Окончил Саратовский государственный медицинский институт. С 2004 по 2007 годы работал главным врачом Центральной городской клинической больницы, а с 2007 по 2009 годы был министром здравоохранения Ульяновской области.

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное