Просмотры1125Комментарии0

Падение в магазине, просроченное пюре и залитая квартира

Просроченные продукты, скользкие лестницы, затопление квартиры — такое случается часто. При этом нарушаются права людей. Но далеко не каждый пойдёт добиваться справедливости. Корреспонденты «Молодежки» встретились с юристами общества защиты прав потребителей «Успех», которые рассказали, как действовать в данных случаях.

Потребителю, чьи права были нарушены, нужно прийти к нам, всё объяснить, отдать документы. В случае необходимости он может один раз прийти в суд и объяснить всё вместе с юристом. Но, как правило, на суды ходят наши представители, — рассказывает Дмитрий Щеглов, юрист, председатель правления региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей Ульяновской области».

Данное общество было создано в марте 2012 года. Сейчас там работает четыре юриста. За историю существования общества было рассмотрено немало случаев нарушения прав человека. Например, недавно суд выиграла женщина, которая поскользнулась на лестнице. Покупательница приобрела книги в одном из книжных магазинов, находящихся в центре, начала спускаться по лестнице со второго этажа, но поскользнулась и упала на ступеньки. От сильного удара она потеряла сознание… и в итоге оказалась на больничной койке. Врачи сообщили, что пациентка повредила спину и голову. Пострадавшая обратилась к юристам. В результате суд встал на сторону истца и взыскал с магазина 310 000 рублей.

Малышка отравилась пюре

— Инцидент произошёл в мае 2018 года. Малышка, которой было на тот момент два с половиной года, увидела яркую упаковку яблочного пюре в магазине, сама взяла его с полки и несла до кассы, — рассказывает юрист Елизавета Бочкова.

Только на кассе девочка отдала товар маме, которая не успела проверить его срок годности. Малышка съела лакомство по дороге домой, и примерно через полчаса у неё началась рвота. Ничего, кроме пюре, девочка не ела, поэтому родители посмотрели на упаковку – срок годности был просрочен на десять дней. В итоге 50-рублевое пюре, которое не было вовремя убрано с полок, обошлось магазину в сумму больше пятнадцати тысяч рублей (как компенсация морального вреда).

Ещё один поразительный случай произошёл в 2013 году. В конце мая семья отдыхала за городом, но их спокойное времяпрепровождение нарушил звонок соседки, которая сообщила, что из их квартиры плохо пахнет. Вернувшись домой, жильцы обнаружили, что полы во всей двухкомнатной квартире, ванная, унитаз, вся мебель покрыты густой коричневой жидкостью. В квартире стояло ужасное зловоние от фекалий. Тогда виновной в инциденте признали управляющую компанию (из-за прорыва стояка), и ей пришлось выплатить пострадавшим больше 135 тысяч рублей.

Напомним, что общество по защите прав потребителей «Успех» оказывает бесплатные услуги населению по делам о защите прав потребителей. Обратиться можно по телефонам: (8422) 72-77-12 и (8422) 98-75-90.

Как поступить, если…

Часто в редакцию газеты обращаются с просьбами о помощи. Большинство тем звонков схожи: это проблемы с новостройками, некачественный товар, задержка сроков доставки.

Юрист Елизавета Бочкова рассказала, что неровные стены в квартире в новостройке означают, что здание построено некачественно. То же самое касается и сроков сдачи. Если вас что-то не устраивает, сначала нужно обратиться с претензией к застройщику. Она составляется на основе договора, туда включаются все недостатки выполненных работ, которые были допущены застройщиком. Бумагу отправляют по почте или относят лично. Дальше нужно подождать десять дней — это время есть у застройщика для ответа и устранения причин неполадок. Если же мирным путём решить проблему не удалось, то нужно обращаться в суд.

 

Если квартиру залило, то виновными в этом могут быть управляющие компании (УК).

Нужно вызвать мастера с УК, который составит акт. В нем должны быть указаны причина затопления (прорыв системы водоснабжения) и сумма нанесенного ущерба. Трубы водоснабжения являются общедомовым имуществом до первого запорно-регулировочного крана, находящегося в квартире. После этого нужно запросить копию акта.

— Бывает, что УК не выдает акты собственникам. В таком случае стоит вызвать мастера для составления повторного акта и попросить его на месте составить второй экземпляр для вас, — поясняет Бочкова.

Как правило, УК выплачивает не более 15 000 рублей. Если сумма ущерба, на ваш взгляд, больше, то нужно вызывать эксперта. Он осмотрит квартиру и составит заключение. Все документы потом нужно подать в УК. Если через семь дней после претензии не будет ответа, то можно идти в суд. Кстати, желательно не делать ремонт до вступления решения суда в законную силу.

А если брак?

Часто встречается такая проблема, как товар с браком.

Технически сложный товар (вся бытовая техника, электроника, гаджеты, планшеты, телевизоры) подлежит возврату и обмену в течение 14 дней только при наличии у него недостатков. Гарантийный срок даётся для того, чтобы при наличии проблем заменить товар или отремонтировать его бесплатно, — поясняет юрист Оксана Лазарева.

Нужно обратиться в магазин, где, скорее всего, предложат отправить товар в сервисный центр для определения причин возникновения недостатков. Процедура может длиться около 45 дней. Если потребитель купил технически сложный товар, то можно потребовать вернуть деньги за него либо заменить на такой же товар. Если же ваши требования не удовлетворены, следует обратиться в суд.

— В то время, пока техника находится в сервисном центре, магазин обязан заменить сданный товар на аналогичный. Для этого нужно написать заявление, — добавляет Оксана Лазарева.

Бывает, что сроки «прогорели», а заказанного товара всё нет. Тогда потребитель вправе потребовать передать товар в установленный срок или вернуть сумму предварительной оплаты товара.

— В обоих случаях вы также имеете право на неустойку за нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара — 0,5 % от суммы предоплаты за каждый день просрочки, если иное не прописано в договоре, и на возмещение убытков, причиненных вам в связи с нарушением срока поставки товара, — комментирует Оксана Лазарева.

Если продавец не принимает никаких решений после вашей претензии, то можно обращаться в суд с исковым заявлением.

 

Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное