Просмотры965Комментарии0

Учитель года: «Не бойтесь и будьте искренними»

Очный тур муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2019» проходил в Ульяновске с 11 по 14 декабря. В результате первое место занял учитель русского и литературы 55 школы Александр Цыганов. Мы поговорили с ним и узнали о трудностях и радостях школьной жизни, об отношении к ученикам и педагогике в целом. Педагог – основная деятельность Александра, но до этого он успел поработать и в Засвияжском военкомате, и в редакции газеты.

Что повлияло на выбор профессии?

Во-первых, читал очень много в детстве. Вот сейчас ребята читают разные статьи, блоги и прячутся под одеяло со смартфоном. Я думаю, будь у нас смартфоны, мы бы тоже с ними прятались. Но тогда их ещё не было, а были книга и фонарик. Во-вторых, мне очень повезло с учителями в жизни. У меня всегда были любимые учителя. Не все, но многие. И не обязательно литераторы, были и учителя начальной школы, учительница биологии, учитель истории и иностранного языка, учитель физики. Они показали своим человеческим отношением, что среди учителей-то люди лучшие.

Будучи журналистом, работал я в детской газете «К доске» при «Симбирском курьере» (Ульяновская газета – прим. Ред). Журналисты, которые там работали там, априори были педагогами.

Работа в школе – ваше призвание?

Изначально я думал, что нет. Я поступал  филфак из любви к литературе, потому что я планировал быть журналистом, а журналистского факультета не было. Собирался ехать в Москву, но нужно было помогать родителям, потому поступил на филфак. Ну а понятие о том, что именно школа – это моё, пришло не после первой, а уже после второй педагогической практики. Первая прошла скорее в наблюдении, я относился к педагогике довольно прохладно. А вторая практика была направлена на литературу, а не на русский язык, этим она меня и зацепила. Литература как предмет позволяет по-разному разрабатывать уроки и весь учебный процесс. И вот то, что у меня с другими людьми точки зрения были отличающимися (порой даже с преподавателями). Также с преподавателями мы обсуждали серьёзные темы, глубоко анализировали текст, исследовали проблематику. А на практике ученики задавали банальные вопросы, которые вычитали в тексте. К этому я был не готов, и это меня зацепило.

Как складываются Ваши взаимоотношения с учениками?

Ситуации с учениками бывают, конечно, разные. Мы и воюем с ними иногда и спорим. Драться правда не пробовали ещё (смеется). Но в основном дружим. Мы общаемся и «в виртуале» и днем и ночью. Я классный руководитель 10 класса сейчас, поэтому пишут они мне и по заданиям, и по другим поводам, в том числе и личным. Я понимаю, что нет ничего труднее, чем быть подростком. Я и себя помню. В возрасте до 18 лет слишком много всего вокруг, сложно определиться со своими желаниями, и их так много, что легче, на самом деле, сказать, что ничего не хочешь. Общаемся, встречаемся, разговариваем, как без этого? Предметная деятельность скорее даже на втором месте. Потому что в старших классах 50% самообразования.

Трудные случаи, конечно, бывали. Но здесь важно понять, почему не получается «достучаться» именно учителю и что делать. А вот почему не получается у ученика – это уже очень скоро становится ясно.

У одного ученика не получалось говорить на уроке. Он замечательный, разговорчивый, но он не мог устно работать. Когда я вызывал его к доске, он превращался в красного рака, запутывался, постоянно извинялся. Ответ начинался с «простите» и заканчивался тем же. И так два года. Врожденная вежливость была у этого человека. Он мог поздороваться со мной 12 раз за день! И вот однажды он выходит отвечать большое правило. Когда он выходил со своей третьей парты, я видел, как изменялось его лицо – видно, что всё знает, но шёл, как на эшафот, а лицо и уши наливались красным. Он не меня боялся, а того, что будет сейчас отвечать. У доски он глубоко вздохнул, и я сказал ему: «Стой. Учил?». Кивает. «Садись, пять». Он сразу начал отходить, а в его глазах я увидел немой вопрос и ответил: «Я ведь знаю, что ты знаешь. Значит, потом ответишь, а сейчас поставлю тебе заочно пятерку, а завтра расскажешь». На что ученик, конечно, ответил: «Да не буду я завтра рассказывать, я сейчас могу». И рассказал.

Этот случай, на самом деле, связан с личным чувством обиды. Подобный фокус со мной провернул мой замечательный учитель истории, бывший директор 70 школы. Он единственный не хотел мне ставить пятёрку, а я хотел быть отличником. Он выдал мне два больших учебника и сказал: «Учи наизусть». Через недели две-три я выучил, прихожу к нему, жду вопросов, а он сказал: «Выучил? Хорошо, иди, пять». Я на него на полгода потом обижался, ведь я добросовестно учил. Я немного этот подход приспособил и превратил в заочную оценку. К каждому ключик свой нужен.

Какой методики придерживаетесь при работе?

В основном я придерживаюсь герменевтического подхода, интерпретационного. Это не просто метод анализа текста и понимания его через себя. Читатель ведь оценивает произведение на уровне «понравилось, не понравилось». Зачастую, чтобы понять то, что прочитано, проводим герменевтический анализ: вспоминаем, что зацепило, рисуем этот момент. Потом полезно прочитать отрывок ещё раз, чтобы понять, насколько близка картина в голове и картина на бумаге. Поверьте мне, после этого взгляд на произведение поменяется. У каждого взгляд свой.

Есть не только рисунки. Можно сочинить музыку или закодировать в двоичную систему. Ведь для каждой компьютерной игры изначально пишется сценарий. Пространство, герои, сюжет – всё это присуще и литературе. Так что, можно сказать, что игры – это тоже литература. Кстати, есть интерактивные романы. В таких произведениях сам читатель может участвовать в строении сюжета. Когда заканчивается действие какого-либо отрывка, у читателя есть выбор. Допустим, пойти налево и направо. При выборе действия мы переходим и на другую страницу, где нас ждёт продолжение сюжета. Компьютерные технологии позволили этот жанр упростить.

Литература не закончилась в XIX веке, она продолжается здесь и сейчас.

Как решили участвовать в конкурсе?

В подобном конкурсе я участвую не впервые. В 2005 году по области я занял второе место. В этом же году планов участвовать у меня не было. Ведь конец года, много работы, в том числе и бумажной. Приходят ко мне администрация школы и просто говорят: «Иди поучаствуй, ты ведь на семинарах был, знаешь, что к чему». На вопрос «Зачем?» мне дали полностью устроивший меня ответ: «Для себя!». Так я и решился, ведь это такой опыт, общение, встречи с интересными людьми. С очень непростыми людьми. Простых среди учителей я не видел, все интересные.

Настраивался я не на победу, а на то, чтобы показать, что я умею. Когда я участвовал в 2005 году, я всего пять лет работал в школе, и чувствовалась нехватка опыта, хотя идей была масса. Сейчас уже работаю в школе 19 лет, идей меньше не становится, а вот опыт прибавился значительно.

В конкурсе было 9 этапов: написание эссе на конкретно заданную тему, урок с детьми в 52 школе, мастер-классы, где демонстрировали свои приёмы, научить других этому, классный час, педагогический ринг, где нужно было отстаивать свою точку зрения, педагогическая лекция, где один выступает глашатаем от группы.

Самым запоминающимся этапом был урок. А самым сложным для меня показался этап с педагогическим кредо, где надо было описать свой опыт. Этот этап показался мне сложным потому, что необходимо было 19 лет скомпоновать в единую систему. Здесь помог, конечно, опыт работы.

Как отреагировали на победу?

Когда я узнал о победе, отреагировал на удивление спокойно. В начале конкурса я настроил себя так, что отнесусь спокойно к любому результату, даже скорее обрадуюсь в любом случае. Волнение было во время педагогического ринга и лекции. А потом-то зачем волноваться? Я сделал свою работу. Но настоящим результатом для меня являлось то, что я показал, что умел. А награждение – это приятный бонус.

Какие ваши последние идеи прижились в школе?

Самая последняя идея, которая вжилась – особая форма групповой работы на примере сообщества в социальной сети «Вконтакте». В группе есть администратор, модератор, правила бана и взаимопомощи. Там сидят вообще все ученики, так почему бы его не использовать? Там можно создавать учебные тесты, а после прохождения каждого из них бот присылает в личные сообщения проверенные ответы и конечный результат. Этим можно пользоваться и на уроке, и дома. Один минус – для этого нужен мобильный интернет, который есть не у всех.

То есть, вы даже «за» гаджеты на уроке?

Не-е-ет. Только для работы. Век у нас информационный. Сейчас важно не всё знать, а знать, где это всё найти.

Групповая работа у нас идёт и в классах. Был такой урок, где я запретил говорить, можно было общаться друг с другом только на листочках. Это упрощает работу. Когда ученики общаются устно, у них возникает спор, что-то в процессе разговора забывается, убивается время. А тут всё написано на бумаге – ничего не уходит.

А внеурочной работой занимаетесь?

Если говорить о внеурочке, то у нас есть литературный кружок «Парус», где мы пытаемся писать стихотворения. Некоторые не хотят писать стихи, или у них не получается. Я таким говорю: «Пожалуйста. Рисуй, если хочешь». И ничего, что кружок литературный. Нам нужны и иллюстраторы, и музыканты. Если не справляются сами ученики, то можем подключить бывших учеников, у которых и свои студии, и группы. Но это пока в планах.

Мы выпускали и кружковый сборник. Выпускаем газету, правда, периодичность нарушается. И ещё квесты. В прошлом году сделали большой на всю школу. У нас была задумка, что люди будут делать одно задание в течение всего дня. Задания придумывали по литературе, языку, краеведению. Рисовали картинки, прятали по всей школе. Работали через бота, который присылал следующий вопрос, как только ответишь на предыдущий. Всей редакцией просто «вешались». Подготовка длилась в течение четверти, вопросов собрали много. Думали, что недели две это точно будет длиться. Там были очень трудные и творческие задания, многие бы не дошли до конца. К примеру, надо было анализировать стихотворение, понять, что там зашифровано слово, указывающее дальнейший путь. Но каково было наше удивление, когда народ щёлкал задания, как орешки и просил ещё, а у нас бот был не готов. Сидим как-то с администраторами и смотрим – один ответ, сразу же второй, потом третий. Думали, что бота взломали. Но ведь отвечали не просто одно слово, а с целым объяснением и каждый своим способом.

В этом году мы тоже планировали квест, но база заданий пока мала. Всё строится на инициативе учеников, конечно.

Можете дать совет нашим ученикам и учителям?

Совет ученикам: не бойтесь. Не бойтесь творить и развиваться. Совет учителям: быть искренними, открытыми и не забывать, что мы тоже когда-то были подростками.

 

Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное