Просмотры1143Комментарии0

Названия новых улиц приживались с трудом

100 лет назад, 6 ноября 1918 года, накануне самой первой годовщины Октябрьской революции в Симбирске сразу 25 улиц и переулков, три спуска и шесть площадей получили новые, советские имена.

 

Ещё летом 1918 года был издан специальный декрет Совета народных комиссаров, инициировавший процесс переименований во всей Советской России, какие имена и события должны были запечатлеться в новых названиях.

 

Страна победившего социализма жила мечтой о всемирной революции. В угоду будущей великой битве тихие улицы далекого от Европы Симбирска запестрели именами здравствовавших и отошедших в вечность революционных вождей и деятелей. Улица Московская стала улицей Ленина, улица Чебоксарская – улицей Бебеля. Центральная площадь города — Соборная — стала площадью 1 Мая, а площадь Ярмарочная – площадью Марата.

 

Особенно много было немцев – основных наших учителей по части коммунизма. Главная улица Симбирска, Гончаровская, получила имя Карла Маркса, пересекавшаяся с ней улица Дворцовая – Фердинанда Лассаля. Многие из них ещё здравствовали – например, почитаемый Ильичом основатель Германской коммунистической партии Карл Либкнехт, в честь которого переименовали улицу Лисиную. Впрочем, через два месяца Либкнехт был убит в Берлине.

 

Не забывали и своих, российских деятелей. Так, бывшая улица Покровская стала называться улицей Льва Толстого. Признанный классик русской литературы воспринимался как оппозиционный царскому режиму писатель и общественный деятель, за свои убеждения даже отлучённый от православной церкви – «зеркалом русской революции», как назвал его В.И. Ульянов-Ленин.

 

Нет прошлому!

 

В честь другого писателя-оппозиционера, жившего в XVIII веке Александра Радищева, была переименована улица Мартыновая. Эту городскую магистраль в 1913 году, в честь 300-летия царствующего Дома Романовых, официально переименовали в Романовскую. Но за пять лет название не «прижилось». Между прочим, в 1911 году либерально настроенные депутаты-гласные Симбирской городской думы пытались переименовать в честь Л. Толстого переулок Овражный (ныне Комсомольский), но симбирский губернатор не допустил подобного вольнодумства.

 

Конечно, от идеологически окрашенных названий, напоминавших про недавнее царское прошлое, большевики стремились избавиться в первую очередь. Александровская площадь перед губернской больницей, названная так в честь императора Александра I, стала называться площадью III Интернационала. Жандармскую улицу переименовали в Красную, Полицейский переулок – в переулок Пожарный.

 

Но большинство улиц в Симбирске именовалось нейтрально, и в их названиях отражались реалии минувшего прошлого. Они были привычны, и над их смыслом никто из горожан особо не задумывался. Например, Стрелецкая улица, та самая, на которой родился Владимир Ильич Ульянов-Ленин, названная в честь воинов-стрельцов, первых жителей основанного в 1648 году Симбирска. Её переименовали в улицу 25 Октября, в честь дня, в который произошёл Октябрьский переворот 1917 года «по старому стилю» и который уже в 1918 году «по новому стилю» отмечался 7 ноября!..

 

Путались в названиях

 

Но новые названия улиц приживались непросто. До конца 1920-х годов практически повсеместно – и даже в 1950-е годы! – они продолжали писаться в официальных документах рядом с дореволюционными, а чаще ставилось только старое имя улицы города. Долгое время уличные таблички сообщали старое название. Что поделать, революционная конъюнктура продолжала стремительно меняться, недавние «герои» и «вожди» вдруг оказывались «врагами народа», и припоминать их становилось небезопасно.

 

Действительно, не прошло и десяти лет, как по Ульяновску, бывшему Симбирску, прошла волна пере-переименований. Здравствовавший социал-демократ Фридрих Адлер, прославившийся убийством премьер-министра Австрии в 1916 году, в честь которого в 1918 году переименовали в Симбирске улицу Малую Казанскую, всё больше отходил от радикальных взглядов и всё громче критиковал большевизм. В 1928 году улицу Адлера переименовали в Красногвардейскую.

 

Особенно показательна история бывшей улицы Комиссариатской. Она звалась так не в честь красных комиссаров, а благодаря располагавшейся на ней с самого начала XIX века так называемой Комиссариатской комиссии – государственной конторы, занимавшейся  закупками сукна для армии. В ноябре 1918 года улица получила имя Льва Давидовича Троцкого, вождя № 2, военного и морского наркома, главного защитника Советской России.

 

В 1928 году бывший вождь был ошельмован как главный враг СССР, и бывшей улице Троцкого дали имя Гая, в честь красного военачальника Гая Дмитриевича Гая (Бжишкянца), командира легендарной Железной Дивизии, освободившей Симбирск от белых. Но в 1936 году Гай был арестован как враг народа. А улицу переименовали в честь уроженца Симбирска, пограничника Ивана Кузнецова, погибшего в неравном бою 30 января 1936 года. К пулемётчику Кузнецову претензий уже не возникало.

 

В 1941 году улице К. Маркса вернули «историческое» название – улицы Гончарова, в память 50-летней годовщины смерти знаменитого русского писателя. В честь основателя коммунизма переименовали улицу Лассаля. Ф. Лассаль (1825 – 1864) — видный социалист, блестящий оратор, в 39 лет без ума влюбился в 16-летнюю барышню, дрался на дуэли с её юным женихом – и был смертельно ранен, словно утверждая любимое выражение своего соратника и знакомца К. Маркса: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»…

Ермил ЗАДОРИН.

На снимках:

 

Красноармейцы и симбиряне на углу улиц Железной Дивизии и Л. Толстого (бывшая Покровская). На доме видна табличка с прежним названием улицы Железной Дивизии – Анненковский переулок.

 

Улица Комиссариатская – она же Троцкого, Гая и Кузнецова.

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное