Просмотры1209Комментарии0

«Был такой мороз, что граната примерзла к руке». Истории фронтового разведчика

14 октября свой 95 день рождения отметил фронтовой разведчик, ветеран Великой Отечественной войны Николай Степанович Куликов. Мы побывали у него в гостях в селе Кемля (Республика Мордовия).

Николай Степанович родился 14 октября 1923 года в поселке Архангельск Ичалковского района Республики Мордовия. Сейчас на карте нет такого села, и все, что от него осталось, — это лишь «добрые» воспоминания.

Жизнь у Николая Степановича сложилась нелегкая. В 1941 году, когда началась война, ему исполнилось 18 лет и молодого парня тут же отправили на фронт.

Было тяжело, — вспоминает он. — И сдружились все, и помогали друг другу. Ребята были все разные, каждый со своим характером, из разных уголков России, разной национальности. Мы одну сигарету на десятерых делили. Поддерживали друг друга, родными братьями стали.

Охота на «языка»

Когда Николай Степанович попал на фронт, его сразу же направили в разведроту, где он и отслужил всю войну.

Много историй со мной произошло, столько смертей я видел, страшно вспоминать, — признается ветеран. — Помню, была зима, холод под 30 градусов мороза. Наша группа (из четырех человек) пошла в разведку, заданием было взять «языка». При выполнении этого боевого поручения мы напоролись на засаду фашистов. По цепочке была отдана команда «приготовиться к бою», я достал гранату, выдернул чеку, и в это время передали: «Отмена». Мороз был настолько сильный, что я не смог разжать руку. И вот с этой самой гранатой в руке я полз по снегу до расположения своей части. Только там мне смогли с помощью горячей воды «отлить» гранату от руки. 

Николай Степанович воевал на Белорусском фронте, дошел до Берлина.

2 мая 1945 года в составе своей разведроты был отправлен  в Чехословакию, где участвовал в освобождении Праги от немецко-фашистских захватчиков.

— Был случай однажды при взятии очередного «языка», — вспоминает ветеран. — Не рассчитав силы, я прикладом оглушил его до бесчувственного состояния,  впоследствии пришлось нести его на себе до расположения части. Тяжелый был, зараза, но задание я выполнил.

Все случалось на войне. Бывало, что и с «улыбкой смотрел в глаза опасности».

— Если говорят, что на войне не страшно было, не верьте. Всем было страшно: и крепким мужикам, и таким «зеленым». как я. Другое дело, что не рассказываем об этом, все в шутку переводим. Лучше поведать о том, как на старом заводе три ящика водки нашли и как после нее всем весело было.

За всю войну Николай Степанович трижды был ранен и имел одну контузию, но каждый раз рвался в бой. На его счету множество наград: медали «За освобождение Белоруссии», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За отвагу», также он награжден орденом Славы третьей степени, орденом Красной Звезды и орденом «Отечественной войны» 2 степени.

Первое свое ранение в руку и контузию я получил в октябре 1943 года при выполнении очередного задания – произвести разведку боем. Отлежался немного — и снова на фронт. Потом не так страшно было, глуховат стал и взрывы почти не слышал.

На венчание на санях

Сейчас у Николая Степановича большой дом, в котором он живет со своей супругой Антониной Никитичной и внуком Евгением.

Дом большой, чтобы вся семья, когда съезжается, помещалась, — с улыбкой говорит он.

А семья у него и вправду большая — аж пять поколений! Удалось Николаю Степановичу и до праправнука дожить.

На стене в зале висит в рамке вся родословная Куликовых начиная с самого ветерана.

Антонина Никитична наливает чай и тут же рассказывает о жизни.

— Коля пришел тогда с фронта. Ну и, как положено, решил сразу же жениться. Приглянулась ему одна девушка из соседнего села, поехал свататься, а она уже занята была. Там мы и познакомились. Решила я ему тогда сама невесту сыскать, а потом подумала: чем я не невеста? Подошла и напрямую ему об этом сказала.

Николай Степанович тут же сделал предложение руки и сердца. И вот уже семь десятков лет они не разлей вода.

Интересно, что поженились молодые люди в День святого Валентина. Антонина Никитична до сих пор с улыбкой вспоминает свадьбу: зима, мороз и сани.

В ЗАГС шли по холоду пешком, а вот на венчание ехали в санях. На всю жизнь запомню, как я с этих самых саней в снег свалилась, чуть без невесты не остались. А когда в церковь приехали, перед нами еще шесть пар стояли, мы были седьмыми. Коле в тот день кудри завили, под шапкой они примялись, и он решил, что нужно воды найти, чтобы их пригладить. Пол-Ичалки избродил, а на улице сугробы снега! Батюшка вышел ко мне и спрашивает: “Где ваш суженый?”, а он все еще воду никак найти не может! А я стою и не знаю, плакать или смеяться. Да, было в нашей жизни много всего веселого, ведь ни одна свадьба без нас не обходилась! Куликовых нет, и не весело.

Череда несчастий

Николай Степанович почти полжизни проработал зоотехником — сначала в родном селе, а затем в Кемле, куда он потом переехал вместе с семьёй. А Антонина Никитична работала в спецхозе, отвечала за откорм скота.

В семье было шестеро детей, но в живых из них осталось лишь трое: Татьяна, Галина и Александр.

Сын Витя умер совсем маленьким, одна лишь фотокарточка осталась, —вспоминает Антонина. – Другому сыну, Валентину, было 17, когда его отправили в больницу с аппендицитом. Врачи после операции оставили внутри ножницы, он встал и сразу умер. А Николай уже был папой, тоже страшная смерть. Говорят, с сердцем стало плохо, когда домой шел. Темно было, он упал, стал на дорогу выползать, чтобы его кто-нибудь увидел. А там пьяные на машине ехали и не заметили его, задавили. У него две сыновей осталось: Валентин и Женя, который живет с нами.

Все невзгоды семья Куликовых старается переживать вместе. Но сейчас есть чему радоваться — дети рядом, внуки каждые выходные приезжают в гости. Все учатся, получают высшее образование. Как и их прадед, Николай Степанович, который пошел в университет уже вместе со своими детьми. Тогда после войны это было нормальным явлением.

Младшая дочка Галина выучилась в Ульяновске на ветеринара, а сейчас там учится и живет его третья внучка.

Всех в семье достаточно: и ветеринар есть, и юрист, и экономист, а сколько ещё впереди будет, — с улыбкой говорит ветеран.

Время бежит

Антонина Никитична вяжет носочки всей своей большой семье, а Николай Степанович помогает ей скатывать пряжу в клубки. Так проходит утро, а вечером всё семейство собирается у телевизора и смотрит сериалы.

Из-за здоровья фронтовик уже практически не выходит на улицу, да и память уже не та, и ноги не слушаются. Но ежегодно 9 мая он надевает свой парадный костюм с медалями и отправляется на парад.

— С большими букетами и со слезами на глазах привозим его домой, — рассказывает дочь Татьяна. – Для него это особенный день, к которому он начинает готовиться задолго. Ветеранам важно знать, что о них помнят.

И это действительно это так, а на праздниках звучат только военные песни. Слезы под «Синенький платочек», которую Антонина и Николай всегда поют вместе. Несмотря на столько прожитых лет, в этой семье и по сей день процветают любовь и понимание, преданность и уважение, взаимопомощь и забота. И каждый может ощутить это, едва  переступив порог уютного дома семьи Куликовых.

 

 

Александра ЕВСЕВЬЕВА.

 

Источник: Источник
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное