Просмотры897Комментарии0

Самсониха выбила для Ульяновска два автобуса

На протяжении тысячелетий мужчины делали историю. Но этих мужчин рожали женщины. В этом году Симбирску-Ульяновску исполнится 370 лет. В историю нашего города вписано немало замечательных женских имён.

 

Первая симбирянка

Одно из самых древних имен – Маришка. Ныне Маришкой называют родник, от которого берёт своё начало упрятанная в трубы речка Симбирка. В конце XVII века на ней был пруд, именуемый Маришкой.

Поздняя, но зато очень романтическая легенда гласила, будто Маришка – или Марина – молодая стрелецкая вдова утонула здесь от несчастной любви, сделалась русалкой и стала заманивать в водоём незадачливых искателей приключений.

Конечно, в жизни всё было прозаичнее. В XVII веке пренебрежительно-фамильярными именами – Сашка, Машка, Маришка – величали мещан, обычных горожан, причём независимо от возраста и даже богатства. Значит, Маришка действительно была одной из первых симбирских горожанок. Может быть, на ум именно этой женщине пришло устроить на речке Симбирке пруд, а потом и оплатить его устройство от собственных щедрот.

 

 

Спасла мальчика

Молодая крестьянка Агафья Майданова из села Смышляевка Сенгилеевского уезда была одной из немногих женщин в дореволюционной истории нашего края, удостоенной правительственной награды — серебряной медали «За спасение погибавших».

В Вербное воскресенье 29 марта 1888 года 20-летняя Агафья во время ледохода спасла тонувшего в речке Чечере 10-летнего мальчика Ваню Трактирова. Поток нёс ребёнка уже более ста метров, но никто не решался даже подойти к ледяной реке. И тут Агафья, не умевшая даже плавать, просто вошла  в поток по горло, «подвинув утопавшего к себе шестом, схватила за руку и выметнула на берег». Смелый поступок стоил Агафье двухнедельной простуды – и пары праздничных ботинок, унесённых рекой.

История отважной крестьянки стала известна императрице Марии Федоровне, высочайшей покровительнице Всероссийского общества спасания на водах. По личному настоянию государыни в 1890 году Агафья Майданова и была удостоена серебряной медали.

 

Самая богатая

Современницей простой крестьянки Агафьи Майдановой была «столбовая» симбирская дворянка, великобританская подданная Екатерина (полное имя Кэтлин Эмилия Александра) Максимилиановна Перси-Френч (1864 – 1938). Дочь симбирянки Софьи Александровны Киндяковой и ирландского аристократа, дипломата Роберта-Максимилиана Перси-Френча, Екатерина Максимилиановна была самой богатой женщиной – и, кажется, вообще самым богатым человеком во всей истории Симбирского-Ульяновского края.

К двадцати годам своей жизни юная Екатерина владела более чем 13 тысячами десятин земли, восемью тысячами десятин лесных угодий, фамильными драгоценностями семьи Киндяковых на сумму 278 650 рублей. После смерти отца в 1896 году она наследовала замок Монивей в Ирландии и дом в центре Лондона. К началу XX века капиталы Е.М. Перси-Френч исчислялись невообразимой суммой в 50 миллионов золотых рублей.

Но счастье не купишь деньгами. Громадное состояние обрекало Екатерину Максимилиановну на безбрачие. Выйдя замуж, она утрачивала права на английские владения, которые должны были достаться её нелюбимым двоюродным сёстрам – таким же «заложницам» семейных капиталов.

У Екатерины Максимилиановны был многолетний роман с помещиком и домовладельцем, секретарем Симбирского общества поощрения рысистого коннозаводства Михаилом Петровичем фон-Брадке. Дружба этих людей, русских по душе и с нерусскими фамилиями, была не случайна. Екатерина Максимилиановна очень любила лошадей, владела собственным конским заводом. Со стороны эта пара казалась немного комичной – Екатерина, крупная красавица, и Михаил, невысокий и щуплый, типичный жокей. Но богатые могут не стесняться своих чувств.

 

Все боялись Самсониху

Ещё одна подобная Маришке легендарная симбирянка, чьё имя запечатлелось на карте города, причём совершенно неофициально, — это Евдокия Михайловна Самсонова (1896 – 1988). Над берегом Куйбышевского водохранилища в районе речного порта высится гора Самсониха. Именно так — Самсонихой звал Е.М. Самсонову весь советский Ульяновск, уважительно и с некоторым страхом.

В самом начале 1920-х годов, едва ли не первая женщина в Симбирске, Евдокия Самсонова освоила профессию шофёра. С 1931 по 1962 год она возглавляла контору по очистке города, в 1930-ые годы руководила городским автогужевым и коммунальным транспортом. В 1935 году Е.М. Самсонова добилась в Москве встречи с членом ВЦИК, младшей сестрой В.И. Ульянова-Ленина Марией Ильиничной Ульяновой, «выбив» через неё для родины Ленина два новеньких автобуса; в те времена это была большая победа.

Статная, темноволосая, громкая и грозная, Евдокия Михайловна не чуралась никакой работы и горой стояла за своих работников, которым приходилось исполнять самую грязную, но столь необходимую для жизни и выживания города работу. Приходилось стараться, ведь к середине 1930-х годов мощности конторы сократились с 70 до 22 лошадей, с 60 до 24 бочек для вывоза нечистот, притом, что количество жителей, не охваченных канализацией («цивилизацией»!), выросло с 53 до 66 тысяч человек. Зато в победном 1945 году контора по очистке была отмечена переходящим красным знаменем как лучшее коммунальное предприятие Ульяновска.

Ермил ЗАДОРИН

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное