Просмотры451Комментарии0

Инженерная тоска

В регионе, как и во всей России, активно говорят об импортозамещении во всех сферах жизнедеятельности государства от сельскохозяйственной до промышленной. Чтобы развивать свое производство, необходимы специалисты высшего уровня – инженеры, которые могли бы поднять технологический уровень страны на новую планку. Однако с инженерами беда – образование в стране таково, что сложно рассчитывать в ближайшее время на пополнение предприятий специалистами, которые будут готовы сразу внедрять в технологический процесс новшества.

DETAIL_PICTURE__25801925Работать негде

По информации Геннадия Савинова, члена комитета Совета Федерации по науке и образованию, представителя от исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в СФ, российские вузы выпускают ежегодно около 200 тысяч инженеров, но притом что учиться политехникам сложнее всего, работать по профессии после университета идут далеко не все.

– По специальности идет работать только каждый второй выпускник с дипломом инженера, – говорит Савинов. – К сожалению, специальность не может гарантировать материальный успех и достойную реализацию личности.

– Сейчас в области инженерии не так высока зарплата, не очень хороши социальные пакеты и перспективность карьерных треков, – вторит Савинову директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки России Александр Соболев. – Мы проводили специальные исследования среди наших выпускников – об их ожиданиях по заработной плате, о карьерных целях, о жилищных вопросах. Пересечение их потребностей с реальностью в этой области крайне мало – всего десять процентов. Наши выпускники хотят получать достойную зарплату, карьерный рост и мечтают быть обеспеченными жильем. Но не все предприятия могут это дать.

Вакансий для инженеров, между тем, много – сайт департамента занятости населения, труда и развития социального партнерства Ульяновской области выдает массу предложений – 300 по региону. Однако если углубиться в анализ, то сразу видно, что не каждое из предложений удовлетворит все потребности соискателя. Например, при поиске работы, при которой инженеру предоставят еще и жилье, список вакансий сокращается до… одной – лишь агентство недвижимости в Димитровграде может позволить такую роскошь.

Аналогичная проблема с зарплатой: в некоторых учреждениях области оплата труда по этой специальности ограничена 10-12 тысячами рублей – разве этого достаточно для человека с высшим инженерным образованием? Есть, конечно, и те вакансии, где людям предлагают действительно большие деньги: так, один из инвесторов региона ищет семь инженеров на зарплату от 53 тысяч. Судя по тому, что долго не находит – вакансии «висят» уже три недели, достойных кандидатур мало.

Работать некому

А это уже проблема инженерного образования.

– Первокурсники не имеют достаточной школьной подготовки по базовым предметам, что дает определенные сложности при обучении, – говорит Геннадий Савинов. – Данные о приеме в прошлом году в вузы нашей страны показывают, что выпускники школ, имеющие наиболее высокие баллы по ЕГЭ, отдают предпочтение гуманитарным направлениям. Так, в прошлом учебном году балл поступающих на специальности «юриспруденция», «журналистика», «экономика» составлял в среднем 80.

А у будущих математиков – 67, физиков – 67, химиков – 65 баллов.

Отчасти такую статистику подтверждают и в приемной комиссии УлГТУ: самые высокие проходные баллы – на факультете информационных систем и технологий, а также на ряде гуманитарных специальностей, высок проходной балл на строительном факультете. А вот инженерные специальности немного «провисают». Самые низкие баллы и вовсе на машиностроительном факультете, где готовят специалистов для важнейшей отрасли страны.

– Во многих технических вузах существует следующая закономерность: чем сложнее и уже направленность специальности, тем ниже проходной балл для поступления, – говорит Савинов. – На экономический факультет Московского авиационного института из 28 баллов надо набрать 16 для поступления на факультет информационных технологий, 1718 баллов – для иностранныхязыков.

А проходной балл для факультета «двигатель летательных аппаратов» всего 11-12. Сложные инженерные специальности становятся привлекательны для тех, кому не удалось добрать баллов для поступления на другие специальности.

Учиться негде?

Заведующий кафедрой теплогазоснабжения и вентиляции Ульяновского государственного технического университета, профессор, доктор технических наук Владимир Шарапов подтверждает опасения федеральных чиновников от образования.

– С проблемой подготовки первокурсников мне приходится сталкиваться ежедневно – их уровень категорически не устраивает, – говорит Владимир Иванович. – Впрочем, как и уровень нынешних учителей. Некоторых посади сдавать ЕГЭ по своему предмету – не факт, что они что-то внятное напишут.

Это, по мнению Шарапова, лишь одна сторона медали. Вторая – политика Министерства образования России в отношении высшего образования, в том числе инженерного: – В первую декаду июля, когда все ушли в отпуска, в прошлом году было принято решение о ликвидации Академии наук России. В этом году на совещании ректоров, тоже в первой декаде июля, министр образования страны Дмитрий Ливанов объявил о том, что он собрался сделать: четко, легко и просто сказал, что в большинстве российских вузов будут ликвидированы магистратура и аспирантура.

Так называемый переход на двухступенчатую систему образования получился, по мнению Шарапова, очень «интересным».

– Теперь выпускать из университетов будут недоучек, которые не достигли даже уровня техникума, потому что в ссузах учат хотя бы практической направленности, – резко высказался Шарапов. – Если отменят магистратуру и аспирантуру… В нашей аспирантуре, например, очень много российских и международных наград, а теперь все это, если вдруг отменят и у нас, уйдет в пустоту. Происходит катастрофа: ликвидация инженерного высшего образования как такового.

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное