Просмотры1329Комментарии0

История солдата Павла Кушманцева

В преддверии 9 мая корреспондент «Молодежки» побывала в гостях у ульяновского ветерана Великой Отечественной войны Павла Кушманцева. Ему уже за 90 лет. Но события тех далеких дней — не забыть никогда. Вот его воспоминания.
Война пришла
«Начало войны я встретил в Комаровке, мне было 14 лет. Помню, как из Абрамовки ехал посыльный на лошади и кричал: «Война, война, война»! А по громкоговорителю передавали сообщения о войне. Вскоре началась мобилизация, но меня отправили на колхозные работы.
Однако я просился на фронт. Меня записали добровольцем, но лишь 13 ноября 1943 года призвали в армию. Никто меня не провожал.
Распределяли нас в Майне – записали в пехоту. Потом мы пошли пешком в Барыш, нас там и разместили. Лишь зимой отправили в учебную школу младшего командного состава на станцию Суслонгер Марийской АССР. Там обучили, как обращаться с оружием. После учебы присвоили звание младшего сержанта».
В мае перед отправкой на фронт Павел Иванович пришел на медкомиссию, но его забраковали, так как на руках были странные волдыри.
– Мне кто-то подсказал помазать руки чистотелом. И все прошло моментально, и мне разрешили ехать на фронт, – говорит Павел Иванович.
Боевые действия
В июне 1944 года подразделение, в котором служил Кушманцев, перебросили под Витебск (Белоруссия).
«Мы основались в лесу. Командир взвода меня назначил главным в отделении штрафников — их было около восьми человек. Я проверил у них оружие, а потом стал их обучать».
Молодых солдат тогда готовили к наступлению. Боевые действия начались в конце июня 1944-го года.
– Нас оставили в обороне, а моих штрафников послали на линию огня. 30 июня был освобожден Витебск, и тогда пошли мы. Наша задача была в том, чтобы идти по следам тех, кто освобождал территории. А мы занимали эти области и строили там оборону, – говорит Павел Иванович.
В июле 1944 года Кушманцев оказался в Прибалтике под Шуляем.
«Помню, как под обстрел попал. Меня тогда командир попросил перевести лошадей. Я их вел в загон, и вдруг самолет начал меня обстреливать с воздуха. Но я не растерялся и смог довести животных до указанного места».
Не до отдыха
— Отдыха у нас не было. Мы спали прямо в окопах, с оружием в руках, — вспоминает ветеран. — Помню, идем, глаза закрываются от усталости, и вдруг как грохнет, и всё — спать больше не хочется. За все время, что я там пробыл, один только раз в бочке с водой помылся. Условия на войне были нереальными, но я ни разу к алкоголю не притронулся. Храбрости нам придавали звуки фашистских пуль.
Под конец войны Кушманцев оказался на территории Восточной Пруссии. В городе Гранц он последний раз участвовал в уличных боях.
«Я в артиллерии был. Мы стояли на прямой наводке, а фашистские танки шли тучей. Они нас засекли и по сараю как грохнули. Все обрушилось, нас завалило, а меня еще и оглушило. Я с тех пор левым ухом не слышу. Потом нас откапывали… А меня следом ранило в руку… Это произошло 2 февраля 1945 года…»
Левой рукой
Окровавленного бойца отправили в санитарный батальон. Рука была черного цвета.
– Я помню, что хотел сказать, чтобы руку оставили, и… потерял сознание, – рассказывает Павел Иванович.
Его несколько раз перевозили из одного санбата в другой. Павел Иванович даже тогда пережил инфаркт.
«Очнулся, встал, ничего не соображаю, иду в кальсонах и в нательной рубашке. Мне навстречу мужчина. Спросил, что случилось. Я ответил, что документы потерялись. Потом он мне предложил написать письмо домой левой рукой. Я написал криво: «Здравствуйте. Я ранен». Он мне помог еще дописать. Это был единственный раз, когда я писал левой рукой. А потом я стал самостоятельно разрабатывать руку, и так на протяжении всей жизни. Она была атрофирована, но я все равно пытался писать».
Домой
А потом Павла Ивановича демобилизовали, да и скоро война должна была закончиться.
«У меня не было документов, и до Москвы сопровождала медработница. 2 мая я был на Казанском вокзале. И вдруг женщины вбегают в зал ожидания с криками: «Смотрите, сейчас будет салют, посвященный взятию Берлина». Так я впервые увидел салют, после него я сел на поезд и поехал в Ульяновск».
Увидев сына после долгой разлуки, мать Павла Ивановича упала в обморок.
Павел Иванович уже 70-й год живет с женой Ниной Ильиничной. За их долгую жизнь родились сын Валерий и дочь Татьяна. Есть внуки и внучки — Алексей, Светлана, Павел и даже правнуки – Эдуард и Мария.
Павел Иванович каждый год встречается со своими товарищами-фронтовиками на параде, посвященному Дню Победы. Для них 9 мая – это дата, которая принесла мир в их жизни. Ветераны верят, что их подвиг не будет забыт, а новые поколения не исказят историческую правду.
Наша справка:
Кушманцев Павел Иванович имеет много боевых и трудовых наград: медаль «За победу в Великой Отечественной войне», орден Отечественной войны 2-й степени, юбилейную медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», медаль «Ветеран труда», орден Отечественной войны 1-степени, медаль Жукова.
Записала Анастасия Павлова

Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное