Просмотры778Комментарии0

Аденоиды у детей: ежегодно проводится около 5 000 операций. Интервью с лором

Аденоиды есть у каждого ребенка. В обычном состоянии они не мешают детям. В воспаленном — приносят немало трудностей. Когда стоит обращаться к доктору и почему нельзя ждать, пока сын или дочь перерастет — ответы на эти и другие вопросы в интервью с детским оториноларингологом медицинского центра «ЛОДЭ» Натальей Тихон.

— Аденоиды — не рядовая проблема, а бич современности. Когда я только начинала работать врачом-оториноларингологом, не было такого большого количества детей с вирусными заболеваниями и, следовательно, аденоидитами. Сейчас около 30% моих маленьких пациентов нуждаются в хирургии. Несколько лет назад это было порядка 500 операций в год. На сегодня — около 5 тысяч за 12 месяцев.

Доктор объясняет, что сейчас активно мутируют бактерии. Микробы обладают высокой адаптацией к антибиотикам.

— Росту аденоидов способствует экологическая обстановка, изменившаяся не в лучшую сторону, детские инфекции (мононуклеоз, корь, ветрянка и другие заболевания), и формирующийся иммунитет ребенка. Вот почему я рекомендую всем родителям лечить детские простуды своевременно и неторопливо.

Аденоиды начинают расти примерно к 2 годам. Проблема, как правило, проходит после периода полового созревания (годам к 13-15). В последнее время есть тенденция появления аденоидов в более раннем возрасте. Нередко болезнь встречается у годовалых и полуторогодовалых детей. Иногда аденоиды наблюдаются у 16-летних подростков.

— У взрослых аденоидной ткани нет. Человек растет, вместе с ним и носоглотка, аденоидная ткань уменьшается в объеме, а сами взрослые болеют значительно реже. Вот почему многие родители предпочитают ждать, когда ребенок перерастет проблему. К сожалению, это не всегда правильный выход.

Как раз в самом юном возрасте формируется лицевой скелет. Поэтому важно избавиться от болезни, а не ждать. В противном случае лицевой скелет может быть сформирован неверно. Это будет способствовать развитию новых заболеваний, например, частых отитов, проблем с произношением звуков, обусловленных гнусавостью.

— При постоянно воспаленных аденоидах и несвоевременном лечении у детей может развиться энурез, вторичная анемия. Иногда из-за нехватки кислорода плохо развивается грудная клетка. Детки становятся более раздражительными и капризными.

Доктор говорит, что большую роль в развитии болезни играет наследственность (около 80%), экология и образ жизни малышей. Именно по этим причинам аденоиды увеличиваются, и дети болеют больше и чаще. Схема простая, чем чаще простужается малыш, тем большая у него вероятность появления воспаленных аденоидов.

— Когда ребенок заболевает, здоровые аденоиды выполняют иммунную функцию. Инфекция приходит в лимфоидную ткань. Лимфоузлы, миндалины, носоглоточное кольцо — все препятствует проникновению инфекции внутрь организма. Все эти органы борются с микробами, задерживают их. Когда они это выполняют, то увеличиваются в размере.

Увеличение и есть воспаление аденоидов. После выздоровления они приобретают нормальные форму и размеры. Однако если болеть часто, аденоиды просто не успеют уменьшаться и будут оставаться в состоянии воспаления и увеличения всегда. Это их состояние мешает ребенку дышать носом, задерживает его дыхание ночью, способствуют снижению слуха и частому появлению отитов.

— Если малыш часто болеет (простуды и отиты), плохо дышит носом и нередко ходит с открытым ртом, у него наблюдается снижение слуха — это повод бить тревогу. К этим симптомам также добавляется апноэ в ночи (задержка дыхания, — прим. И.Р.). Совсем маленькие детки дышат только носом, потому как не понимают, что можно дышать еще и ртом. Поэтому проблема заметна сразу. Малыши постарше, испытывая затруднения с носовым дыханием, открывают рот. При проблеме воспаленных аденоидов маленькие пациенты говорят в нос.

Доктор говорит, что при диагнозе «воспаление аденоидов» врачи стараются не начинать с хирургии. Вначале ведут речь о профилактике болезней и посещении иммунолога. Это так называемая консервативная терапия. В ход идут лекарственные средства и физиотерапия.

— Если такая схема лечения не помогает, мы рекомендуем хирургическое лечение. В этом случае операция проводится под общим наркозом с применением эндоскопа. Для детей это психологически комфортнее. Раньше операция проводилась под местной анестезией. Малышам было сложно.

Врач объясняет, что о хирургии доктора не спешат говорить с детьми-аллергиками.

Аллергическая настроенность всего организма — это отек слизистой. У детей-аллергиков аденоиды почти всегда находятся в увеличенном состоянии. Поэтому лечение таких малышей проводится совместно с врачами-аллергологами.

— Сложность операции зависит от состояния маленького пациента. Самый простой вариант — это только воспаленные аденоиды. Сложнее, когда увеличены еще миндалины и есть проблемы со слухом.

В качестве профилактики доктор рекомендует не пренебрегать отдыхом на море с детьми. Не помешает также одевать детей по сезону и по возможности беречь их от простуд, своевременно лечить заболевания, не пренебрегать домашним режимом, если таковой возможен.

— Счастье, когда родители приходят после консервативной терапии или хирургического лечения и говорят, что наконец-то могут спать спокойно. Раньше, мол, всегда прислушивались к дыханию ребенка и слышали, как он громко сопит или даже храпит. Сейчас малыш делает это так тихо, что просыпаются они в основном из-за непривычной тишины.

Фото: Дмитрий Рыщук

Источник: http://mag.103.by

Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное