Просмотры2383Комментарии0

Симбирские благотворители

Стоит нам вспомнить прошлых хозяев жизни: дворян, купцов, промышленников и фабрикантов – как непременно зазвучит слово «благотворительность», к которой лучшие из этих людей обязательно прикладывали свою руку. Старинный Симбирск и Симбирский край, по счастью, также не миновало это замечательное явление, прославившее имена многих деятелей прошлого и служащее к назиданию потомкам.

Почему наши предки занимались благотворительностью? Какой была благотворительность в то время?

Безусловно, что самую важную роль в этом играло религиозное сознание. Помогать, благотворить бедным, нищим, больным, заключённым – религиозный долг. Именно с Богом богатые люди, в первую очередь, купцы, связывали свой жизненный успех, и потому готовы были делиться собственными капиталами с теми, кому, по той же Божьей воле, их не хватало.

В России ещё до всяких коммунистов было принято искоса поглядывать на купцов-мироедов – типа, «наблаготворил» на копейку, да обманывал на рубль. Но купеческая честь и честность тоже не поддаются сомнению, когда многотысячные сделки заключались под одно только честное купеческое слово. То же самое и с благотворительностью. Это было искренне. В этом просто убедиться, обратившись к истории Симбирской городской богадельни, краснокирпичный комплекс которой сохранился до наших дней на углу нынешних улиц Можайского и Гагарина и известен горожанам как старый корпус УВАУ ГА. Когда-то здесь была Ярмарочная площадь, самая большая и бойкая площадь в Симбирске, место проведения Сборной ярмарки, одной из самых больших ярмарок в России.

Район у Ярмарочной площади «оккупировали» самые богатые симбирские купцы. Это было очень престижное и, главное, доходное место. Устроить именно здесь богадельню было очень расчётливо и разумно. Часть помещений богоугодного заведения с выгодой сдавалась в аренду под гостиницы, склады и магазины, и на полученные деньги возникала возможность лучше кормить и одевать обделённых судьбой «презираемых».

Кто даст больше?

Разумеется, такое живое место не пустовало. Но в 1882 году Симбирский купец Александр Конурин взял и подарил два принадлежавших ему двухэтажных дома на Ярмарочной площади под размещение богоугодных заведений, Николаевский дом призрения неимущих и детский приют.
Широкий жест Александра Петровича по достоинству оценил его сосед и конкурент купец Алексей Кирпичников. Он тут же пожертвовал 20 тысяч рублей на строительство ещё одного двухэтажного дома и домовой церкви во имя святого Александра Невского для богадельни.

Через несколько лет А.П. Кирпичников умер. По его завещанию Симбирск получил на благотворительные нужды 200 тысяч рублей. А.П. Конурин умирать не собирался, он счастливо пережил даже Октябрьскую революцию 1917 года. В 1893 году Александр Петрович передал для дальнейшего расширения городской богадельни ещё 100 тысяч рублей. На этот раз ему ответил полный тёзка, младший брат покойного Алексея Петровича, Александр Петрович Кирпичников, щедрым пожертвованием в 110 тысяч рублей. На общую сумму к 1899 году был выстроен существующий краснокирпичный корпус, немало украсивший губернский город.

Будущий советский работник, рядовой красноармеец, участник Гражданской войны Николай Михайлович Тихонов (1899 – 1971), в ту эпоху, когда о купцах и прочих дореволюционных хозяевах жизни полагалось говорить только гадости, с признательностью вспоминал о супружеской чете купцов Конуриных, Александре Петровиче и Екатерине Матвеевне. Случайное знакомство с ними помогло его семье, матери Варваре Парамоновне, оставшейся после смерти мужа одной с четырьмя крохотными детьми и вынужденной нищенствовать, не просто физически выжить, но и получить работу, жильё в благотворительном учреждении, а детям – образование.

«По ходатайству купчихи Конуриной, когда мне исполнилось 8 лет, меня приняли в школу, где я учился три года, по окончании её, тоже по ходатайству Конуриной, меня определили в Лебедевское Ремесленное училище, в нём я учился на сапожника и его окончил в 1914 году». Тихоновы пользовались помощью, оказываемой им Конуриными, более двенадцати лет.

Летом 1918 года, в разгар событий Гражданской войны, председатель Симбирской губернской «чрезвычайки» Н.П. Солонко арестовал все товары, находившиеся в магазинах А.П. Конурина и обложил купца огромной контрибуцией в пользу Советской власти, угрожая в случае невыплаты арестом и прочими репрессиями, вплоть до расстрела. Александр Петрович подал на ретивого комиссара иск в Губернский революционный трибунал – и дело выиграл! И это замечательно, что при любом режиме находятся люди, которые помнят добро.

Ермил ЗАДОРИН.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное