Просмотры743Комментарии0

Плохой мир лучше, чем хорошая война…

В последнее время, когда речь заходит о ЖКХ, у нас говорят не про две беды, а про три: дураки, дороги и коммуналка. Кризис, неразбериха, незнание и несоблюдение законов, своих прав и обязанностей только усугубляют положение, замыкая круг, по которому ходим мы понуро в поисках решений.

Памятуя о том, что при наличии входа в проблему, всегда есть выход, мы попытались выяснить, где и как его искать, у Алексея Лазарева, исполняющего обязанности заместителя руководителя главной инспекции – начальника Управления регионального государственного жилищного надзора.

– Алексей Викторович, хотелось бы поговорить об основных проблемах, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством в регионе. Выполняя надзорно-контролирующую функцию соблюдения технической стороны законов, наверняка ваша организация являет собой место сосредоточения всех жалоб, поступающих от населения?

– К спорным и буквально кровоточащим проблемам я бы отнес сегодня платежи в графе ОДН (общедомовые нужды – прим. автора). Начнем с того, что через суд мы добились сегодня отмены общих сборов по горячей и холодной воде. С августа этого года они должны уйти из наших коммунальных расходов. И это справедливо, поскольку случаи, когда утечки в результате порывов распределяются по собственникам, не редкость, в то время как это проблемы управляющих компаний. Это их бизнес и, соответственно, их риски. Однако, к сожалению, не все собственники у нас добросовестны. И здесь я имею в виду не только регулярный расчет за потребленные ресурсы, но и укрывание фактического потребления.

– До сих пор пользуются магнитами? Еще остались такие счетчики?

– И магнитами пользуются, и скрывают достоверные данные. При этом законно проверить той же управляющей компании достоверность показаний фактически невозможно, если собственник добровольно не открыл дверь. Да и правом сиим компания может воспользоваться не чаще двух раз в год. Остается действовать только через прокуратуру и суд. В итоге определить реальные потери в сетях и сокрытые литры затруднительно. Тем не менее, во имя справедливости, право честных плательщиков не участвовать в погашении разницы между фактическим личным потреблением и потерями мы отстояли. Однако, вопреки высказываниям в некоторых СМИ, хочу подчеркнуть, что сборов на ОДН не будет только по ГВС и ХВС, электроэнергия остается.

– А как изменятся платежки собственников квартир, где не установлены счетчики на ресурсы?

– Для этой категории жильцов в ближайшем будущем все изменится в более жесткую сторону. Во-первых, за отсутствие счетчиков к основной сумме за потребленные ресурсы будет применяться повышающий коэффициент 1,4 до нового года, а после 1 января 2017 года – 1,5. Кроме того, ресурсоснабжающая компания в данном случае получила право в добровольно-принудительном порядке устанавливать приборы учета на дому, цена которых, например, для небольшого строения, квартир в 30, стартует от 500 тысяч рублей. Обозначено всего лишь два противопоказания к установке: ветхие инженерные сети и мощность потребления ниже 0,2 гКа в час. Таких домов на сегодняшний день всего чуть больше 600, и в основном это – малоэтажки.

– Раз ресурсоснабжающие компании получили право устанавливать счетчики, значит, и счет жильцам выставлять могут?

– Нет, счета выставлять не могут. По закону, этим правом наделена только управляющая организация. Как раз в данный момент с энергетической и тепловой компаниями мы находимся в судебных тяжбах по этому вопросу.

– ОДН, я так понимаю, лишь верхушка проблемного айсберга?

– Действительно. Среди следующих актуальных вопросов я бы выделил построение взаимоотношений, и юридических, в том числе, между управляющими компаниями и собственниками квартир.

– Начнем с управляющих компаний.

– Относительно этих организаций могу сказать, что сегодня их деятельность находится под особым контролем, более того, она теперь лицензируется. Единственный нюанс: мы не имеем законных оснований и возможностей проверять реорганизованные компании, например, на предмет махинаций, это не наша компетенция. А вот действующие – пожалуйста. Такая проблема возникла сегодня в Заволжье с «Жилстройсервисом», который изменил форму собственности, сохранив название и директора. Более того, новая организация не является правопреемником прежней, которая, к слову, была обанкрочена. Вообще, сегодня это частая практика, поскольку не все компании справляются с рисками в этой сфере, а при достижении задолженности в расчетах более 100 тысяч рублей деятельность их приостанавливается, включается механизм банкротства. В этой ситуации людям, к сожалению, трудно объяснить причину нашего бессилия относительно защиты их прав. Особенно если принимать во внимание тот факт, что собственники зачастую подписывают договора с управляющими компаниями не глядя, а потом начинают требовать торжества справедливости.

– Жалоб на УК много?

– Много. У нас есть, например, СК «Дом», в ведении которой в 2015 году находилось всего 3 многоквартирки. При этом жалоб на деятельность или бездеятельность поступило за год более 60. К слову сказать, другая, некоммерческая, организация, АНО Центр ТСЖ, у которой в тот же период на обслуживании находилось 30 домов, не получила ни одной жалобы. Ни одной!

– Такое бывает?

– Представьте себе! Сам не поверил. Даже проверили – и ничего! А ведь все 30 домов разбросаны по разным районам города. На мой вопрос, как так получилось наладить работу, директор компании ответил просто: «Лучше худой мир, чем хорошая война». Оказалось, он просто собрал жильцов каждого дома и сказал, что готов работать и решать проблемы, но не с каждым индивидуально, а с советом дома. И дело наладилось.

– Но ведь советы и старшие по дому есть не везде.

– А вот это и есть самая масштабная проблема сегодня, которая тормозит решение многих вопросов. Точнее, я бы даже сказал, не само отсутствие совета и старшего, а инертность собственников.

– Получается, мы хотим, чтобы для нас все делали, только делать сами ничего не желаем?

– Именно так. А тем временем должности старшего по дому и членов совета дома – оплачиваемы. Конечно, сумма вознаграждения определяется собственниками, но, согласитесь, это хороший стимул для качественной и активной работаты. Тем более, что старший сам является собственником того же дома.

– Но ведь наличие данного органа управления домом не гарантирует решения проблем?

– Отнюдь. Может, глобальных – и нет, таких, например, как размер тарифов. А вот частных – из сферы ремонта, обслуживания, разъяснительной работы – да.

– А кто может инициировать создание, назовем его, домового органа?

– Фактически кто угодно. Любой собственник квартиры. Даже управляющая компания. Только это вопрос спорный. Во-первых, если инициатором выступит УК, то здесь изначально возникнет вопрос доверия, люди сразу начнут говорить: мол, прикормленные. Да и не выгодно УК это делать. «Бесхозный» дом менее для них проблематичен. Ведь представительная группа начнет требовать финансовые отчеты, включения дома, например, в график ремонта, сам ремонт. Вообще, особо активные из них создают массу движения. Более того, если инерция в данном доме непреодолима, или, как еще бывает, нет возможности собрать кворум, когда квартир, допустим, 500, то инициативный гражданин может обратиться в орган местного самоуправления – администрацию и самовыдвинутся. Так что в этом вопросе все остается на откуп и сознательность самих жильцов и их желание жить достойно.

– Если все же допустить, что у дома нет своего представителя?

– Тогда считайте, нет ремонта, решение о котором в таком случае принимается в порядке возможностей уже на уровне местного самоуправления. В целом, много чего лишаются собственники. Ведь согласитесь: когда один человек имеет четкое представление о том, что и как нужно и можно сделать в интересах всего дома, при правильной подаче и дальнейшем контроле выполнения решение любой проблемы быстрее сдвинется с места. Тем более, что мы регулярно ведем разъяснительную работу, оказываем помощь и всевозможное содействие в сфере управления домом, выстраивания взаимоотношений между собственниками и управляющими организациями.

– Здесь все предельно понятно. Теперь хочется узнать о другом наболевшем – ремонте, как текущем, так и капитальном.

– Да, это, действительно, больная мозоль. Хотя здесь надо понимать и разделять сферу ответственности. Так, текущий ремонт находится в ведении управляющих компаний. А вот капитальный – это уже фонд реформирования ЖКХ, программа которого рассчитана на ближайшие 30 лет и действует с 2014 года. Стоит отметить, что она живая и включиться в нее пока может любой дом. Другой вопрос, что все новое у нас в начале пути всегда натыкается на ухабы. В данном случае в этой программе, мне кажется, не предусмотрен человеческий фактор и вообще не отработан механизм движения внутри самой очереди. Так что если из 7 000 многоквартирных домов в нашей области вдруг ваш дом оказался не у дел, то это исправить не так сложно. А вот если стены дышат через раз и трубы все прохудились, а вы на очереди где-то первый с конца – увы и ах! – поделать уже ничего нельзя. По крайней мере, пока.

– Получается, остается сидеть и ждать, что быстрее произойдет: дом рухнет или ремонт начнется?

– Нет, надо действовать! И первая инстанция, куда должно обратиться, это мы – жилищно-коммунальная инспекция. А там, как говорится, рука об руку, пойдем за правдой.

Когда анализируешь полученные ответы, напрашивается только один вывод: да, к сожалению, мы, собственники, сегодня не имеем возможности влиять на тарифы за потребляемые ресурсы (газ, воду, свет). Однако, будем откровенны, влиять на качество работы управляющей компании, подрядчиков, призванных латать наш бытовой дискомфорт и создавать окружающую действительность по своему разумению, – можем. Ведь кто хочет – ищет возможности, остальные находят причины. И не стоит забывать, что «танцует тот, кто платит», и, конечно же, что базой в отношениях с УК является Закон.

Ольга Филиппова.

Источник: Источник
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное