Просмотры588Комментарии0

Наша чужая Волга

В редакцию «МГ» обратился житель Старомайнского района. Он искал в родном районе место, где мог бы безопасно искупаться, но так и не смог найти ни одного участка берега, пригодного для пляжного отдыха. Что же произошло с нашей Волгой? И что мешает ульяновцам наслаждаться красотой родной реки?
Подчеркнем, что в Ульяновской области под Волгой всё же имеется в виду Куйбышевское водохранилище, самое крупное из волжских и третье по площади в мире.
Омывает же водохранилище берега Ульяновска и Новоульяновска, а также четырёх районов нашего региона: Сенгилеевского, Ульяновского, Чердаклинского и Старомайнского.
Берега в Старомайнском районе
Из присланного в редакцию обращения следует, что мужчина, обратившийся к нам, объехал в своей родной Старой Майне около десятка мест, где, казалось бы, должен быть хороший спуск к Волге. Однако натыкался или на частные застройки и заборы, или на полное отсутствие береговой линии и образованные оползнями обрывы, или на заваленные деревьями берега.
Берега в Ульяновском районе решили осмотреть уже журналисты «МГ». Ориентируясь по карте, мы вышли к песчаному берегу в селе Сланцевый Рудник, а потом осмотрели берег в селе Ундоры. Это единственные места, куда можно добраться по проложенным дорогам. И там, и там нас встретили узкие песчаные берега, заваленные бревнами, и опасные обрывы.
В Чердаклинском районе, недалеко от посёлка Лесная Быль и многочисленных частных турбаз, берег укрыт заборами, а открытый участок прилегает к территории заброшенного пионерского лагеря. На открытом берегу догнивают остатки игровых площадок и беседок.
Коллапсы Волги
Посмотрев на все вышеизложенное, мы задались вопросами: кому же принадлежит наша Волга, есть ли организация, отвечающая за чистоту её берегов и насколько законны все постройки на береговой линии?
Оказалось, что Волга и все ее водохранилища являются федеральной собственностью. Причем собственность эта не может быть передана в частные руки, так как река является достоянием всех граждан, и по закону, в частности, по Водному Кодексу РФ, доступ к водной глади должен быть свободным для всех. Однако тут всплыло одно «но». Оказалось, что для обеспечения доступа к воде, по закону, достаточно 20 метров. И метры эти меряются не от береговой линии, так как величина эта изменчивая, а по «нормативному подпорному уровню воды». Сложный термин означает фактическое русло и границы водоема. Устанавливают эти границы каждый год заново специалисты УГМС (Ульяновский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — филиал «Приволжского УГМС»). Говорят, у этих спецов даже есть специальные приборы для вычисления этих самых «плавающих» границ.
Так вот, если, например, год назад участок вблизи Волги был застроен и оформлен в частную собственность с соблюдением всех законов, то спустя время воды водохранилища могу оказаться куда ближе к застройкам. А значит, частная собственность будет стоять прямо на берегу и преграждать путь всем, кто пожелает пройти к воде.
Такие случаи на территории нашего региона нередки, а называют их юридическими коллапсами. Так как в этих ситуациях в противостояние вступают два Кодеса РФ: Гражданский, защищающий частную собственность, и Водный — диктующий, что проход к воде должен быть свободным для всех.
Решить эту проблему практически невозможно. Пример тому – многолетние судебные тяжбы между собственниками садовых участков на берегах Черемшана (притока Волги) и тех, кто отстаивал право свободного прохода к воде. Закончилось всё это тем, что суд встал на сторону собственников участков. Так как в 1978 году, когда данные земли отдавались в собственность, требования Водного Кодекса РФ были соблюдены. Факт того, что Черемшан изменил свою береговую линию и приблизился к частной собственности, был списан на «изменчивость природы».
При этом стоит сказать, что если вдруг вы отправились к берегу какого-либо водоема и обнаружили там постройки (не забор, а именно постройки, хотя бы маленькую будку или туалет), которые, по вашему мнению, загораживают вам проход к воде, вы можете инициировать проверку, сообщив о застройке в Управление Росреестра по Ульяновской области (телефон 8 (800) 100-34-34). Именно эта организация совместно с ранее упомянутыми УГМС обязана реагировать на подобные обращения. Будет начата проверка, на место обязательно прибудут специалисты, всё измерят, составят акты, и если нарушение будет обнаружено, то передадут все эти материалы в ульяновское Управление Росприроднадзора. Последние же по суду будут добиваться снесения построек и обеспечения свободного выхода к воде.
О чистоте
Если же отступить от частной собственности на берегах и всевозможных надзорных органов, то в 73-ем регионе всё же можно найти свободные берега, где, казалось бы, можно было бы с удовольствием провести время, если бы не еще одно «но».
В большинстве мест, где мы побывали, берега были завалены буреломом, мусором, остатками каких-то построек. Либо же береговая линия отсутствовала практически полностью в связи с оползнями и подмытием берегов.
Как оказалось, организации, отвечающей за чистоту и укрепление берегов, просто нет. По мнению власть имущих, такой конторы и не должно быть, ведь юридически берега не являются местами для купания, а значит, и ухаживать за ними вроде как не нужно.
Зачем тратить бюджет на очистку береговой линии и укрепление склонов от оползней, если людей на берегах, пусть даже всеобщего достояния, реки Волги, быть не должно?..
P.S. Официальных пляжей в Ульяновской области всего 13. А мест, куда ульяновцы стремятся для отдыха на берегах Куйбышевского водохранилища, более 250, и это только по официальным данным.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное