Просмотры522Комментарии1

Юрий Вяземский: Мои умники привыкли к сражениям

Четыре ульяновских школьника отправятся в Москву для участия в игре «Умники и умницы» и получат шанс поступить в МГИМО без экзаменов. Таков итог регионального этапа известной гуманитарной олимпиады, создатель которой  Юрий Вяземский  в минувшую пятницу побывал в Ульяновске и выступил одним из судей интеллектуального соревнования. За полчала до начала игры телеведущий рассказал журналистам, кто самый страшный противник для его умников и помогает ли его передача в поиске гениев. 
Optimized-IMG_0016(1) (1)– Юрий Павлович, как так получилось, что «Умники и умницы» проводятся в Ульяновске?
– Год назад было создано всероссийское гуманитарное интеллектуальное движение для старших школьников «Умники и умницы», и я приехал с докладом на Санкт-Петербургский экономический форум. Там ко мне подошел удивительный человек – зовут его Морозов Сергей Иванович. Он посмотрел на меня и сказал: как же  так, почему без Ульяновска? Теперь я здесь.
– После просмотра вашей передачи создается впечатление, что вы знаете все. А есть что-то, чего вы не знаете?
– Я с вами согласен в том, что я один из мудрейших людей Российской Федерации, но называться мудрейшим я могу лишь потому, что я ученик Сократа. И мой учитель говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, и поэтому бог Аполлон назвал меня мудрейшим». Вот и я – чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что я ученик Сократа, что я ничего не знаю. А на передаче у меня в руках сценарий, где есть как вопросы, так и правильные ответы. Плюс все эти сценарии я в течение 22-х лет пишу сам, а дети готовятся за три месяца. Насколько я знаю, перед финалом они читают по 200-300 страниц в день, а я-то читаю вместе с ними. Но один раз мы решили устроить репетицию на сценарии пятилетней давности, и моя помощница написала мне только вопросы – без ответов. Я затруднялся. Мне говорили:  «Юрий Павлович, это же ваши вопросы!». Да, но ответы-то на них я уже забыл!
– А сценарий ульяновской игры писали вы?
– Нет, конечно! Во всем, что касается игр в регионах, есть несколько «конституционных» правил. Например, я не могу быть ведущим. Да, я сижу в ареопаге, но не могу быть его председателем. Тема игры тоже выбирается самостоятельно, она должна быть связана с краем.
– Вы уже успели немного познакомиться с историей нашего региона?
– Я думаю, что я плохо знаю историю регионов, опять вспоминается Сократ. Но у вас мы начали знакомство с прекрасной областной библиотеки. Для меня библиотеки, как и музеи, – это источник вдохновения. Не случайно же в знаменитом романе Булгакова «Мастер и Маргарита» историческая встреча мессира  и Левия Матвея произошла именно на крыше библиотеки.
– Ваш проект существует уже почти четверть века, в чем секрет такого долголетия?
– Я точно не знаю, в чем секрет. Эту игру я придумал для себя. Я вообще очень эгоистичный человек – всю жизнь занимаюсь только тем, что мне интересно. Когда меня пригласили создать какой-нибудь проект, я вообще подумал, что года через два уйду на заслуженный отдых, потому что моя основная профессия – писатель. Думаю, основной секрет в том, что моя программа уникальна по составу своих телезрителей, и ее самая сильная сторона – именно телезрители, которые готовы вставать в субботу пораньше, чтобы посмотреть передачу «Умники и умницы». Мы же понимаем, что самые интересные программы идут либо очень поздно, либо очень рано. В остальное время – сплошная «ургантизация» телевидения. Я могу об этом шутить, потому что Иван Ургант был у нас судьей, и я с ним в очень хороших отношениях.
– Как вы считаете, что сильнее: познавательная или соревновательная часть вашей программы?
– Думаю, что познавательная часть – как раз самое интересное. Очень многие называют мою передачу викториной, но какая же это викторина, если у нас 4 программы посвящены Древней Персии? Смотря викторину, телезритель должен хотя бы на некоторую часть вопросов ответить. А идея моей передачи изначально была в том, чтобы с помощью детей в форме вопросов и ответов знакомить зрителей с самыми различными сферами культуры, литературы и истории.
– По сути, ваша игра – это один из способов выявить самых способных детей. Некоторые из них становятся вашими студентами, они потом проявляют свои задатки «юных гениев»? 
– Прежде всего, я уверен, что «Умники и умницы» – это не средство для поисков гениев. Если гений придет в мою программу, он по определению должен будет про-играть. Ну, потому что эти люди не так готовятся. Здесь же надо много читать, надо разгадывать меня, соревноваться. Я бы сказал, что это средний уровень. Не такой, как ЕГЭ, конечно. Но насколько я понимаю, наш президент услышал мнение общественности и начал ставить ЕГЭ на место. Я считаю, что ЕГЭ – вещь нужная – например для того, чтобы поступать в проф-училища. Но  чтобы поступать в ведущие вузы  – этого недостаточно. Я об этом говорю, потому что я от этого страдаю. К нам в МГИМО поступают дети, которые приво-зят 100 баллов по русскому языку, а в слове «заявление» делают две ошибки.
– А ваши умники потом делают такие ошибки?
– Такие, как в слове «заявление», конечно, не делают. Если бы делали, я бы, наверное, застрелился. Но как и все нормальные люди – конечно. Я сам делаю ошибки. На самом деле у нас всегда было очень много талантливых детей, причем не всегда понятно, откуда они брались. Откуда они произрастают, если в их селе и света-то нет, а в школу они на лошадях ездят? Но мне помогли ответить на этот вопрос древние китайцы, которые говорят, что настоящий лотос божественной красоты произрастает на болотах, в тине и грязи.
– Когда дети начинают готовиться к передаче, у них есть какой-то список вопросов или методика подготовки? Невозможно же объять необъятное…
– Боже сохрани, ни в коем случае! Более того, я вам скажу, однажды у нас была тема «Любовь в мировой литературе». В итоге мне же было замечание со стороны председателя ареопага: «Вы им что, даете читать сценарий? Почему они так хорошо отвечают?». Нет, на самом деле дети все решают сами, и я этим страшно горжусь. У меня студенты четвертых курсов спрашивают список литературы, а умники таких вопросов никогда не задают, потому что они привыкли к сражениям. Ну и к тому же человек, который выходит в финал, понимает, что его основной противник – я. Они уже начинают «вычислять» меня, думать, что же Вяземский выберет по этой теме? Словом, к игре надо готовиться, как к олимпиаде – много читать, соображать. Ну и, конечно, от везения многое зависит.
– Вы как-то отслеживаете судьбу своих умников?
– Нет, не отслеживаю, но два года назад к 20-летию программы дети решили устроить сбор умников. И когда я вошел в полностью заполненный  зал на 1200 мест, увидел, что приехали какие-то чужие дядьки. Оказалось, что это умники второго и третьего сезонов. Министров из числа умников пока нет, но самая экзотика – это Леночка Ершова, праправнучка того самого Ершова, который написал «Конька-горбунка». После очень успешного окончания университета она заболела, и ей помогли врачи из Исландии. В итоге она там и осталась и сейчас преподает исландцам исландскую литературу. Словом, я за ними не слежу, но знаю, что мои умники есть во всех сферах.
Анастасия Гайнутдинова
Справка «Ульяновской правды»
23 мая участниками регионального этапа олимпиады «Умники и умницы» стали десятиклассники из образовательных учреждений Ульяновска и сельских районов. Тема итоговой игры была обозначена как «Карамзин – историк государства Российского». Всего за два месяца игр в ульяновских «Умниках и умницах» приняли участие 170 ребят. По итогам интеллектуальных состязаний были выбраны четыре победителя, которые представят Ульяновскую область на федеральных этапах игры. Это Яна Кармастина, Юрий Курносов, Вера Прокофьева и Ильдар Юсупов. Они примут участие в съемках телевизионной передачи «Умники и умницы» сезона 2014-2015 и получат шанс стать студентами МГИМО на льготных условиях. За двадцать лет истории существования передачи, благодаря проведению олимпиады в форме телеконкурса в МГИМО(У) МИД России поступило более 300 школьников практически из всех регионов России и стран СНГ
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное