Просмотры495Комментарии0

“Платону” зачитали права человека

Президентский совет по правам человека (СПЧ) направил рекомендации правительству РФ с просьбой фактически отменить систему сборов за проезд грузовиков “Платон”, а Генпрокуратуру просит проверить законность соглашения с оператором системы — компанией РТИТС. “Выпадающие доходы” СПЧ предложил чиновникам включить в топливный акциз. Дальнобойщики поддержали инициативу.

Рекомендации СПЧ начинаются с констатации претензий, которые выдвигались к системе “Платон” на декабрьском специальном заседании совета (см. “Ъ” от 3 декабря). Члены совета указывают на “несправедливость” “Платона”, который вынуждает дальнобойщиков платить фактически три раза за одно и то же (после транспортного налога и топливного акциза), сбои в электронной системе и размер самих сборов, “делающих невозможными дальнейшую работу водителя-дальнобойщика как индивидуального предпринимателя”.

СПЧ рекомендует правительству “рассмотреть возможность” отмены нового сбора “и/или” транспортного налога, включив при этом “выпадающие доходы” в топливный акциз. “Если иные механизмы взимания налогов и сборов… представят собой оптимальную альтернативу”, “Платон” рекомендуется отменить полностью. Совет также предлагает оператору системы РТИТС представить обоснованность новых сборов, а Генпрокуратуре — проверить самого оператора на предмет законности заключения концессионного соглашения.

В рамках “Платона” с грузовиков массой выше 12 т за проезд по федеральным трассам с 15 ноября 2015 года взимается плата: 1,53 руб. за 1 км пути (после 1 марта 2016 года — 3,06 руб.). К 1 декабря собрано 1 млрд руб. Планы сборов на 2016 год — 40 млрд руб. Запуск системы вызвал акции протеста дальнобойщиков в десятках регионов.

Как выяснил “Ъ”, СПЧ рассматривал несколько вариантов рекомендаций, в частности, предлагалось снизить размер сборов до 0,99 руб. за 1 км или перевести “Платон” в тестовый режим. По словам члена СПЧ, профессора ВШЭ Ильи Шаблинского, продолжение тестирования системы “означало бы согласиться с “Платоном”, но мы хотели сказать, что точно не хотим этого сбора”. По его словам, сбор “ударит по малому бизнесу, вызовет удорожание логистики, обнищание дальнобойщиков” и разорение части из них, в том числе около 30 тыс. жителей Дагестана, занятых в этом бизнесе.

Другой член СПЧ, готовивший текст рекомендаций, президент Конфедерации труда России Борис Кравченко жалуется, что “Платон” введен “с колес с большим количеством недостатков”, тогда как в Германии аналогичная система готовилась семь лет и тестировалась два года перед запуском. По словам господина Кравченко, в нынешней ситуации “Платон” нанесет ущерб “большим группам работников, сотням тысяч человек”. По мнению господина Шаблинского, адресатом нового сбора могли стать до 1 млн человек. “И это очень похоже на платеж, в который заложен не государственный, а корпоративный интерес”,— добавляет он.

Глава Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов приветствует заявление СПЧ, особенности в части проверок оператора правоохранительными органами. Схема с повышением акциза на топливо ему кажется “здравой и понятной”: “Можно повысить акциз только на дизтопливо, а не на бензин”. При этом профлидер считает необходимым оставить транспортный налог, так как его сборы идут на строительство дорог в регионах.

Между тем правительство РФ вчера разместило на regulation.gov.ru проект постановления о снижении ежегодных фиксированных выплат РТИТС — с 10,6 млрд руб. до 7,9 млрд руб. Напомним, “Платон” создается на деньги РТИТС, стоимость проекта оценена в 29 млрд руб., 27 млрд руб. из которых — кредит Газпромбанка.

Автор: Александр Воронов, Иван Буранов

Ссылка на первоисточник.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное