Просмотры575Комментарии1

Челябинских школьников учат писать доносы как при Сталине

Смелый эксперимент молодого педагога вызвал шквал критики

Интернет обсуждает твит челябинского историка Александра Фокина. На своем уроке ученый дал школьникам задание написать донос в стиле 30-ых годов. Запись об этом преподаватель выложил у себя в Твиттере. Сегодня пост ретвитнули почти полторы тысячи пользователей, что по меркам этой соцсети довольно прилично. Методы ученого одобрили не все. Фокина обвинили в провокациях и дурном влиянии на молодые умы. «Комсомолка» побеседовала с преподавателем по поводу нашумевшего твита.

ОТКАЗАЛСЯ ПИСАТЬ ТОЛЬКО ОДИН ЧЕЛОВЕК

Кандидат исторических наук Александр Фокин личность в Челябинске медийная. Студентки без ума от молодого остроумного доцента. На парах Сан-Саныч Фокин не бубнит заунывные цифры, а выбирает метод «погружения». Как принято говорить в вузах — «сфера научных интересов ученого — советская история». На одном из подготовительных занятий для абитуриентов, преподаватель задал старшеклассникам написать донос.

— Проходили репрессии 30-ых годов, — рассказал Александр Фокин «Комсомолке». — Речь, конечно, зашла о доносах. Для наглядности принес несколько архивных бумаг, показал их старшеклассникам. Проанализировали строй мыслей советского человека той эпохи, поговорили о том, что толкало людей «стучать» на соседей, товарищей и родственников.

После этого находчивый историк дал школьникам задание самостоятельно написать кляузу в советском стиле. 15 человек согласились и один — отказался. Объяснил это парень «моральными соображениями».
— «Стучали» на друзей и знакомых, — продолжает Александр Александрович. — Но больше всего мне понравился донос на меня. Ребенок написал, что я «травлю» антисоветские анекдоты, придерживаюсь империалистических взглядов и вообще я «враг народа». Очень правдиво вышло.

«ПРИЗНАЮ КРИТИКУ КОЛЛЕГ, А НЕ АГРЕССИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ»

— Ожидали такой волны интереса к вашему эксперименту?

— Нет. Скорее, это была твит-шутка про самого себя. Я оказался «жертвой» своего собственного эксперимента и решил сыронизировать на этот счет.

— Какого результата ждали от такого задания?

— Просто хотел проверить, насколько дети усвоили материал. Мы с коллегами и раньше задавали подобные задания, только, например, просили написать челобитную Ивану Грозному. Но вопрос Сталина оказался слишком болезненным для нашего общества. Получается, что эксперимент не в моем задании, а в реакции людей.

— Но в Интернете люди обсуждают само задание, говорят, что оно провокационное. Что должны были ученики вынести из этого урока?

— Знакомство с языком эпохи и погружение в нее. Хотел продемонстрировать социальные причины репрессий. Донос — это необязательно принуждение. Ведь люди сдавали знакомых, чтобы, например, получить их жилплощадь.

— Получается, задание подвигло школьников искать причины ненависти к ближнему?

— Они искали их в рамках прошлого. Обвинения были искусственные, придуманные. Дети демонстрировали свою эрудицию по поводу истории 30-ых годов. Важный момент: половина учеников списало задание из Интернета. Есть он-лайн сервис, куда вбиваешь имя «врага народа» и он конструирует стереотипный донос на человека. Никого ведь не смущает такой сайт!

— Если бы вы знали, во что выльется эта история, оставили бы задание?

— Я бы его скорректировал. Признаю замечания не обычных пользователей, а коллег, который критикуют меня конструктивно. Многие восприняли эксперимент как унижение детей. Я ничего такого не хотел. Наоборот, пытался просветить школьников.

— Как бы изменили задание?

— Дал бы архивный текст доноса и попросил бы ученика подумать о причинах, которые заставили написать кляузу. Можно еще подумать над самодоносом. Хотя это весьма спорно. Похоже на самобичевание. Не самый лучший педагогический прием. Хотя в советское время люди писали доносы на себя.

— Почему на ваш твит так отреагировал Интернет?

— Градус нетерпимости в сети довольно высок. Людям нужен всего лишь повод, чтобы выплеснуть свой негатив куда-то. Твит стал спусковым крючком. Острая реакция показывает, что Сталин это не наше прошлое, а актуальное настоящее.

— В будущем планируете подобные задания?

— Возможно, будем писать письма в поддержку репрессированных: Даниэля, Бродского, Солженицына. Взглянем на эпоху под другим углом.

Автор: Андрей Абрамов

Источник: http://www.msk.kp.ru/daily/26405.5/3280520/

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное