Приучайте детей к самостоятельности
Пожалуй, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос независимым, уверенным и самостоятельным человеком. Однако при этом многие родители продолжают опекать своего малыша. Журналисты «МГ» выяснили, что и в каком возрасте можно поручать своему чаду.
— Начинать работу по воспитанию самостоятельного человека нужно с себя, с родителя. Важно понимать, что ребёнок – не собственность родителей, а личность. Задача взрослых – помочь ей состояться, принимая в учёт все её особенности и черты характера, — поясняет ульяновский психолог Марина Мишина. – Самостоятельность не появляется вдруг и сразу. Это долгий процесс, и родителям важно не загубить его на корню. Дети, которых лишают проявлений самостоятельности, становятся излишне требовательными, неуверенными, склонными к замкнутости и депрессивным переживаниям, нетерпимыми к окружающим людям и возникающим трудностям.
С одной стороны, несамостоятельные дети «удобны» некоторым родителям, так как они могут сделать что-то быстрее ребёнка (одеть, накормить, завязать шнурок). С другой стороны, таким образом они своими же руками вредят будущему отпрыска.
С первого года
— Уже в один-два года появляются первые желания и попытки сделать всё самому. Когда ребёнок понимает, что может сам включить свет, попить из бутылочки, взять ложку, вылезти из кроватки, потрогать интересный предмет, снять или надеть что-то из одежды, то стремится делать это сам. И нужно предоставить ему эту возможность, — комментирует специалист.
К трём годам ребёнок уже может сам надеть одежду и снять её, пить, выбирать сказку на ночь, которую хочет услышать от родителей, какие игрушки взять с собой на прогулку и решать, когда нужно сходить на горшок.
К шести годам ребёнок способен сам наводить порядок в комнате: убрать игрушки, застелить постель, вытереть пыль. Ему можно доверить и простые бытовые дела.
— К началу школьного возраста (6-7 лет) предполагается, что ребёнок должен обладать навыками, необходимыми для учёбы: складывать портфель, школьную одежду, работать на уроке под указания учителя, знать основные правила поведения в школе. Дома чадо может выполнять простые просьбы, ухаживать за домашним животным. Уже можно составлять список домашних обязанностей каждого члена семьи.
Свобода решений
К 10-12 годам у ребёнка формируется потребность в свободе решений и действий. Он может самостоятельно контролировать свой внешний вид и без напоминаний выполнять гигиенические процедуры, делать уроки, выбирать место для прогулок, не бояться оставаться дома один и готовить простые блюда.
— Ребёнок в данном возрасте должен уметь брать ответственность за свои поступки, понимать последствия тех или иных действий, признавать свои ошибки и учиться их исправлять. Взрослым необходимо проявить максимум терпения, понимания и мудрости в общении с ним. Тотальный контроль, гиперопека, равнодушие и завышенные ожидания – это самые распространённые ошибки родителей, — рассказывает наша собеседница.
Подростки
Самый тяжёлый для многих родителей – подростковый период. В этом возрасте у ребёнка появляется личное пространство, за которое он сам отвечает.
— Полезно дать право чаду самому определять положение его личных вещей в данном пространстве, соблюдать порядок. Это поможет ему почувствовать, что его решения тоже имеют вес и к его мнению относятся с уважением, — добавляет психолог.
В этом возрасте можно выдавать карманные деньги, это позволит постичь основы финансовой грамотности и научиться планировать траты. Подросток сам может распределять своё свободное время и выбирать то, что ему интересно.
Выстраивать отношения
Бывает так, что родитель слишком опекает ребёнка и упускает момент, когда нужно приучать дитя к самостоятельности. Что делать в этом случае?
— В первую очередь не надо отчаиваться и опускать руки. Следует постепенно выстраивать этот процесс. В учёбе сначала родитель присутствует рядом при выполнении домашнего задания, потом только проверяет, а затем контролирует выборочно какой-то урок. В домашних делах важно сначала приучить ребёнка к совместному выполнению обязанностей по дому, а потом часть полномочий отдать каждому члену семьи. Самое главное здесь — желание родителя помочь ребёнку, поддержка, мотивация и личный пример! — подытоживает Марина Мишина.
Вероника ВЕРШИНИНА.