Просмотры2909Комментарии0

Педагог, чьё имя занесено в Золотую книгу, рассказал ульяновцам, как найти подход к детям и мотивировать их личным примером

29 декабря глава региона Алексей Русских поздравил лучших представителей молодёжного сообщества с занесением имён в Золотую книгу Почёта молодёжи Ульяновской области. Корреспонденты misanec.ru узнали у лучшей представительницы молодёжного сообщества Елены Файрушиной, сложно ли работать с детьми, как найти подход к подросткам и что нужно изменить в системе преподавания. Подробнее – в нашем интервью.

– Почему вы решили быть учителем? И почему учитель старших классов? В какой школе вы работаете? Сколько лет вы уже преподаете?

– Я преподаю в МБОУ «Гимназия №13» – это лучшая школа, без доли пафоса. Мы входим в топ-25 лучших школ области. У нас великолепный директор, который может вдохновлять на «подвиги». Это дорогого стоит. Так не каждый учитель может сказать. Я и отсчет своей деятельности преподавателя начинаю с 2017 года, когда стала членом коллектива гимназии. Я не хотела быть учителем, я очень любила литературу. Я декламировала стихи и была победителем региональных конкурсов чтецов, я хорошо умела писать сочинения. Даже рассказы и стихи. Я люблю глубокий философский анализ, у меня всегда есть идеи (сыграть в Мафию на уроке литературы по «Преступлению и наказанию», например), именно поэтому старшая школа мне ближе, она позволяет вести диалог «на равных».

– Сложно ли работать с детьми?

– Само слово «работать» мне не очень нравится. Я учу мыслить, объясняю правила языка, позволяющие быть детям грамотными, воспитываю. Я чувствую ответственность более глубокую нежели перечень трудовых обязанностей со словом «должен». Когда тебе нравится твоя профессия, не делишь на «сложно» или «легко» – надо! Может, я уже достаточно опытна, чтобы не чувствовать сложностей коммуникации.

– Был ли в вашей практике тяжелый случай, когда ребенок не шёл на контакт?

– Да. В меня даже летели комочки бумаги с проверочной работой. Подростковый период – это то еще испытание на прочность. Скорее, именно возрастными особенностями можно объяснить «тяжелый случай»

– Что делать если ребенок совершенно не слушается? Если какой-то козырь у вас на этот случай?

– Приёмов много, но есть один секрет – нужно быть интересной, переключаться на разные формы работы. Простое – я пойду жаловаться завучу – не сработает! Угрозы плохой оценки, записи в дневнике – это лишь проявление слабости учителя. Начните запись темы урока в стиле заголовка нон-фикшн, предложите быть корреспондентом газеты и составить интервью по теме урока (с лингвистом, учеником, героем литературного произведения), переключите внимание.

– Чтоб вы хотели изменить в системе преподавания? Какие новшества нужно ввести в образовательную структуру? Или вы придерживаетесь традиционной учебной программы?

– Однозначно учебник! Мы живем в условиях вызовов, говорим о функциональной грамотности и по-прежнему предлагаем на страницах учебника – правило – упражнение – еще одно и еще. Мы изучаем не скандинавские мифы, которые благодаря вселенной «Марвел» стали популярными, а нартский эпос, который не имеет параллелей очевидных с настоящим. Детям сложно ответить на вопрос: «Как я могу применить ЭТИ знания в жизни»? Надо обновлять учебники! Постоянно «креативить» в отрыве от привычного учебника – это слишком энергозатратно.

– Несколько лет назад ввели электронные дневники. Как вам кажется, он облегчил работу учителям или наоборот затруднил?

– Работу учителя это не упростило. Чего стоит загрузка и корректировка планирований! Своевременное заполнение журналов. Бумажный вариант все равно существует у каждого учителя!

– Что вы чувствовали перед тем, как получили свидетельство о занесении имени в Золотую книгу Почёта молодежи Ульяновской области?

– Гордость. Моё имя не просто «занесено». За этим стоит титанический труд, достаточно почитать список заслуг, который как раз накануне я дополнила бы записью: спикер Всероссийского общества «Знание», финалист Всероссийского конкурса «Лига Лекторов».

– Что нужно сделать, чтобы попасть в эту книгу? Был какой-то конкурс или за общие заслуги? Расскажите немного об этом.

– Организация подаёт документы установленного образца с перечислением оснований для занесения в книгу. Далее на совете в Министерстве молодежного развития происходил «отбор». Ежегодно заносят не более 10 представителей области.

– Вы учитель русского языка и литературы. Как вам кажется, какие книги из школьной программы нужно исключить, а какие добавить?

– Исключать всегда проще. Я мечтаю о том, чтобы в параллель с текстом русского автора помещали текст зарубежного этого периода. У детей нет единой картины литературного мира. Добавила бы современных авторов в большем объеме (Ю. Яковлева, А. Алексина, Л. Улицкую, Ю. Буйду и др.)

– Как заинтересовать подростков чтением?

– Это миф, что дети не читают. Просто они не всегда находят созвучное своему сердцу в конкретном тексте. В школе начинать читать нужно с «остросюжетного» момента. Тогда будет интересно. Часто происходит теоретический перегруз. Конечно, хорошо, когда есть у учителя читательская полка в классе, на которой стоят современные интересные книги. У меня часто спрашивают школьники, что почитать.

Давайте перенесемся на несколько лет назад. Вот вы в школе сами осилили прочитать всю «Войну и мир»?

– Дважды. От первой буквы до последней. Я сдавала еще тогда письменный экзамен в ВУЗе. Подавала документы в УлГПУ и УлГУ. И оба экзаменационных вопроса по этому тексту. Ирония судьбы.

Поделитесь своим мнением о том, что ученики сейчас почти все знания берут из интернета? Если у учителей конкуренция с телефоном? Или это все-таки технологии приносят пользу?

– Интернет – благо. Это источник знания, безусловно. Но! Нужно вести работу с детьми, объяснять, каким ресурсам можно доверять, а о каких лучше забыть. Нельзя все принимать за чистую монету. Нужно перепроверять информацию, подвергать сомнению, обращаясь к другим авторитетным источникам: книгам, преподавателям, учёным.

– В каких конкурсах вы участвовали? Какой запомнился вам больше всего? Расскажите подробнее о нем.

– Вся моя сознательная жизнь педагога – это участие в конкурсах. Все обычно говорят о своих успехах. А я расскажу о неуспехе, с которого все началось. «Педагогический дебют – 2017». Я работала 3 месяц в новой школе после декрета. Опыт практический был достаточно маленьким. Арттехнологии на уроках русского языка и литературы – моя тема. Я не вошла в число лауреатов. Я! Это было большим потрясением тогда. С тех пор я дала себе обещание заниматься самообразованием минимум по 2 часа в сутки (чаще всего, это была ночь). Сегодня 31 декабря 2021 года, с тех пор я не нарушала этого «золотого правила». Сейчас мне есть, чем гордиться: учитель высшей квалификационной категории, старший эксперт региональной комиссии ГИА по литературе, руководитель МО учителей русского языка и литературы «Гимназии №13», преподаватель курсов по литературе крупнейшей онлайн-школы России «Фоксфорд», победитель регионального этапа конкурса «Учитель года – 2020» в Ульяновской области, финалист, спикер Всероссийского общества «Знание», человек, который проводил мастер-классы в Самаре («Педагогическая гавань», «Фокусы для школы»), Волгограде (Государственный социально-педагогический университет), Москве (Российский государственный гуманитарный университет), я прошла отбор из 2500 тысяч лекторов по всей стране и вошла в число лучших 100 в конкурсе «Лига Лекторов», моё имя занесено в Золотую книгу почёта молодежи Ульяновской области. И это не точка, хочется верить.

– Что пожелаете читателям портала misanec.ru?

– «Жизнь – как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты постоянно должен двигаться», – так сказал однажды Альберт Эйнштейн. Стремитесь, достигайте!

Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное