Просмотры1252Комментарии0

Девственницу положили под фундамент церкви

История Ульяновской области помнит немало жутких рассказов. Один из таких передают из уст в уста в Новомалыклинском районе. В начале XIX века в селе Старая Бесовка во время строительства церкви приняла мученическую смерть 17-летняя девушка Снальтё. Подробно об этой легенде «МГ» рассказала Антонина Сударева, бывший директор Старобесовской школы.

Не строилось

Страшная история произошла всего несколько веков назад. Тогда в Старой Бесовке решили построить Рождественский храм. Намерение благое, приступили к строительству, только ничего не вышло… Год строят церковь – не выходит. Выстроят в одном месте – рушится в другом. Днём построили, утром приходят, глядят – а церковь снова разрушилась. Решили работать ночью, тогда здание рушилось днём… Стало ясно, что, сколько бы мужики ни бились, ничего не получится.

Собрались тогда строители на сходку и говорят: «Церковь не строится. Чего-нибудь да не так». Подумали, поговорили между собой и высказали такую мысль. Чтобы церковь строилась успешно, надо под неё что-то подложить. Если хлебный сноп положить, то не будет хлеба, если скот, то он перестанет множиться. Да тем более это святое место, ни скотину, ни зерно не положить. Потолковали и решили, что надо под церковь деву чистую и непорочную положить. Но кто же захочет свою дочь отдать? Долго судили и толковали мужики и решили кинуть жребий. Пал он на двух братьев – Солодю и Сульдю. Кто-то из них должен был свою дочку отдать, — рассказывает Антонина Федоровна.

Но кто же захочет отдать свою кровиночку… Вот и приняли они решение украсть девушку из другой деревни.

Самая красивая

Запрягли коней и поскакали в степь за Самару. Недалеко от мордовского селения Тумолово (Поддубное) они остановились в лугах, спрятали коней и стали ждать. Долго ли, коротко ли — об этом история умалчивает, но увидели они толпу юных девушек, которые пошли по ягоды. Стали приглядываться к ним и выбрали саму красивую.

— Старая Бесовка – мордовское село. У нас свои идеалы красоты у девушек. Ценят не худых девушек, а плотного телосложения. Вот они и засмотрелись на девушку по имени Снальтё. Лицо у неё было белое и полное, щёчки румяные, ротик маленький, губы пухленькие, розовенькие, носик правильный, глаза голубые, белокурая коса до самых пят. Не девушка, а загляденье! Было ей всего 17 лет. Они улучили момент, когда она немного отошла от подруг, кинулись на неё, скрутили  и увезли. Подруги побежали домой и сообщили о случившемся. Всё селение всполошилось и кинулось в погоню. Только не успели они догнать, ведь не знали, куда именно увезли девушку, — продолжает историю наша собеседница.

«Буду проклинать»

А тем временем похитители прискакали домой и рассказали мужикам, что раздобыли чужую девушку и положат её под церковь. Солодя и Сульдя повели её в баню, вымыли, расчесали, заплели косу, переодели в мордовский костюм. Девушка же пыталась понять, что именно хотят от неё похитители, но они молчали. Тогда она произнесла: «Если хотите выдать меня замуж, то благословит вас Господь, наградит всем, а я смирюсь. Если же погубить меня захотели, то Господь вас накажет, а я проклинать буду, пока жива».

— Солодя и Сульдя заранее подготовили нишу под церковью, чтобы можно было девушку туда засунуть. Вот привели они Снальтё к строящейся церкви. Положили её лицом вверх, поясницей поперёк бревна. Сверху на девушку положили ещё два бревна, надавили на оба бревна за концы и сломили спинной хребет в пояснице… Девушка потеряла сознание. Затем её посадили и привязали к заранее подготовленному столбу в той самой нише. Как только невинная дева оказалась под церковью, работа закипела и храм начал строиться, — говорит Антонина Федоровна.

Как гласит легенда, трое суток невинная Снальтё мучилась, она была жива. Сначала её было очень громко слышно, потом всё тише и тише… пока она вовсе не замолкла. Но всё это время она проклинала жителей Старой Бесовки. Поговаривали, что в её словах звучало, что никогда у жителей этого села не будет добрых коней. За то, что её лишают жизни и у неё не родится детей, в ближайших двух-трёх поколениях у семей тоже будут проблемы с деторождением. В бреду она также сказала, что до определённого срока пожаров в Старой Бесовке не будет (к слову, многие говорят, что до обозначенного ею срока действительно не было пожаров, хотя та же Екатериновка, расположенная рядом, горела).

Мать рыдала

Жути в этой истории добавляет то, что родители всё-таки отыскали похитителей и прискакали в Старую Бесовку, только не успели. Когда они прибыли, девушка уже была под церковью и даже ещё жила: издавала какие-то звуки и билась… Её мать сходила с ума от горя, плакала, кричала возле той самой церкви, где заживо была погребена её кровиночка. Мрачный от произошедшего отец подумал и не без горечи сказал жене: «Что сделано – не исправить, а плакать перестань». Они развернулись и ускакали домой.

А пророчества постепенно стали сбываться… Тогда знахарка надоумила людей служить обедни и панихиды по погибшей, поминать блинами, лепёшками, яйцами и мёдом. Церковь построили. Вскоре после завершения её строительства Солодя и Сульдя переселились в Новую Бесовку. Церковь стояла до 1930-х годов, а потом, как и остальные храмы, была разрушена. Её фотографий не осталось. На месте церковной изгороди теперь стоит поклонный крест, а рядом выстроили новую школу. В память о девушке, которая приняла такую жуткую мученическую смерть, на местном кладбище установили крест, на котором табличка для потомков: «Крест-памятник девушке Снальтё (по крещению Наталье), принесённой в жертву жителями села при строительстве Христово-рождественского храма в 1755 году. Снальтё в семнадцатилетнем  возрасте была похищена из деревни Томилово Сызранского уезда, доставлена в Старую Бесовку и в канун заговенья после Святой Троицы была заживо замурована в фундамент церковного здания. Мученическая смерть унесла её на третьи сутки. Память о невинной жертве будет жить в сердцах людей, пока жива сама Старая Бесовка». И по сей день там служат панихиды.

Другая версия

Правда, многие недоумевают, как же так православные люди, которые строили церковь – святое место, – взяли и совершили по сути языческий обряд жертвоприношения. Одни полагают, что всё дело в том, что ещё были крепки языческие обряды, другие передают слухи, будто бы мужики посоветовались с какой-то неместной знахаркой, которая якобы была язычницей. Но есть и другая версия.

— Однажды я ездила на семинар, где меня попросили рассказать эту легенду. Я всё рассказала, а потом на магнитофоне мне включили запись. Женщина пела песню, в которой рассказывалась легенда о девушке Дарье. Всё именно так, как наша легенда о Снальтё. Только девушка рассказывала бабушке сон, мол, видела я, как положили меня под церковь. И бабушка ей ответила так: «Значит, тебя положат под церковь. Ведь за одну заступится отец, за другую — братья. А ты у меня одна сирота, я старенькая, и некому за тебя, бедную, заступиться». Выяснилось, что эта песня была записана в Татарстане. Вот я и думаю сейчас, может быть, хотели мужики положить непорочную деву под фундамент да не сделали этого? – размышляет Антонина Федоровна.

Как говорится, правда это или нет – остаётся лишь догадываться. Однако, как отмечают местные жители, сейчас село живёт спокойной размеренной жизнью. В новой школе учатся дети из разных сёл. Постепенно молодёжи становится всё меньше. И вроде бы никакое проклятье не витает в воздухе. По Всероссийской переписи населения 2010 года в селе проживало 458 человек.

Наталья КОРОЛЕВА.

Источник: Источник
Тэги:
00
Справедливый телефон
Губернатор Ульяновской области «суёт нос в каждую дырку». Зачем ему это нужно? «Справедливый телефон» №293 от 22.06.2020
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное