Просмотры1671Комментарии0

«Бенефициары» кризиса: кто заработал на пандемии?

Пока весь мир подсчитывает убытки, они – прибыль. Какие компании и бизнесы сумели не только не потерять доходность в период режима самоизоляции, но и хорошо заработать? А у кого еще вся прибыль от пандемии впереди? Выясним.

Выигрышные отрасли

Исторически кризисы имеют различные основания. Что отличает их по характеру и последствиям. Нынешние проблемы в мировой экономике – следствие масштабной эпидемии, которая затронула всех. В том числе и нашу страну, которая в следующем году, по прогнозам, может недосчитаться 5% ВВП.

При погружении экономики в кризисный процесс всегда возникают отрасли (или отдельные бизнес-направления), которые страдают в наибольшей степени. Но есть те, кто выигрывает от кризиса. Их, как правило, меньшинство. Речь о них пойдет ниже.

Условно «бенефициаров» ситуации можно разделить на 3 большие группы:

1. цепочка отраслей, напрямую связанных с возросшими потребностями медицинского (или «околомедицинского») характера;

2. отрасли, нашедшие возможность сопровождения повседневной жизни населения в новых условиях «удаленки»;

3. группы IT-компаний, которые взяли на себя функционал по удаленному сопровождению деятельности значительной части бизнес-процессов.

Первая группа. С этой группой ситуация ясна: повышенный спрос на продукцию позволил увеличить объемы производства и реализации при одновременном росте доходности бизнеса. На других же получателях «кризисных дивидендов» стоит остановиться подробнее.

Вторая группа. Рестораны, образовательные учреждения, частные преподаватели (причем сфера преподавания не важна, главное – проведение дистанционных занятий через соответствующие приложения), службы доставки еды и иных товаров – все перечисленные сферы, изыскавшие возможность перехода в режим онлайн-взаимодействия со своими клиентами, оказались в выигрыше.

Причем ряд компаний из перечисленных выше не только смогли компенсировать убытки «отключения» привычного офлайн-взаимодействия со своими клиентами (наиболее яркий пример – рестораны). Но и сформировали серьезный задел на «послевирусное» будущее. И далеко за примерами ходить не надо. Так, еще в марте, когда «пиковый» период ограничительных мер не был достигнут, ритейлер «Утконос» заявлял о почти 400% приросте объема заказов (неделя к неделе), а выручка «Яндекс-Лавки» достигла 900 млн. рублей в апреле при том, что показатели всего первого квартала не превышали 800 млн. рублей.

Та же тенденция сформировалась и в онлайн-образовании, когда прирост объемов продаж за 1 кв. 2020 года составил 20% относительно показателей того же периода 2019 года. При этом в абсолютном выражении совокупная выручка 30-ти крупнейших российских edtech-компаний составила 2,8 млрд руб., увеличившись на 0,9 млрд. рублей по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года.

Третья группа. Эта категория «выгодоприобретателей» – технологичные IT-структуры, предложившие наиболее стабильные программные решения, прежде всего – для бизнеса. Речь идет о программах, использование которых позволило компаниям (причем сфера их деятельности в данном случае не так важна) минимизировать неудобства работы в дистанционном режиме и максимально приблизиться к обстановке офиса.

Компании-разработчики и владельцы подобных приложений/программ (среди них: Viber, Drop Box, TeamViewer, Zoom и т.д.) существенно расширили объемы своего бизнеса. Причем не на короткий период «самоизоляции», а с долгосрочным заделом на будущее. К этому же списку можно отнести и российских игроков IT-рынка: например, компания «Крок» предложила работодателям следить за разговорами и компьютерами сотрудников на «удалёнке» – это решение с высокой долей вероятности найдет своих потребителей и после отмены всех ограничений. Очевидно, часть организаций сохранит режим «home office» для некоторых сотрудников, поскольку это прямой и эффективный путь снижения издержек для бизнеса.

Однако наиболее показательна в этом смысле статистика Компании Zoom: только 11 марта 2020 года 343 тыс. человек во всем мире скачали это приложение, а стоимость акций компании возросла в 2 раза с начала пандемии!

Кто еще может заработать?

Среди отраслей, которые могут выиграть от пандемии – туризм. Особое внимание стоит обратить на кардинально возросшие возможности для игроков рынка внутрироссийского туризма. Сохранение режима «закрытых границ» автоматически перенаправило поток туристов, не имеющих в настоящее время возможности отдыха на привычных иностранных курортах, на российское побережье и в отечественные санатории и турбазы.

Иначе говоря, в наступающем сезоне российская туриндустрия получит беспрецедентный поток инвестиций без каких-либо усилий на их привлечение. С другой стороны, ключевая проблема российских курортов – неразвитость инфраструктуры. Эту проблему отрасль могла бы решить сейчас на фоне «удачного» стечения обстоятельств. Будет или нет использована образовавшаяся возможность для формирования эффективного задела на будущее, покажет ближайший год.

Источник

Тэги:
00
Справедливый телефон
Губернатор Ульяновской области «суёт нос в каждую дырку». Зачем ему это нужно? «Справедливый телефон» №293 от 22.06.2020
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное