Просмотры630Комментарии0

Культовые здания в Симбирске

Они остаются самыми интересными памятниками истории и архитектуры, ведь изначально они были заточены под вечность, под силы, над которыми не властно время.

Храмы высоко возвышались над окружающей их действительностью, являясь высотными доминантами населённых пунктов и обращаясь в их символы, вроде собора Василия Блаженного в Москве, Исаакиевского – в Санкт-Петербурге и кафедрального Троицкого – в дореволюционном Симбирске.

Симбирск-Ульяновск как никакой другой город пострадал от утраты своих храмов в период воинствующего атеизма в XX столетии, и это тем более печально, что с храмами оказались вырваны многие связанные с ними интереснейшие страницы местной истории. Взять, например, Богоявленскую церковь, одну из старейших в городе, построенную на углу нынешних улиц Ленина и 12 сентября ещё в 1653 году, через пять лет после основания Симбирска. В этом храме в январе 1886 года отпевали Илью Николаевича Ульянова, директора народных училищ Симбирской губернии, отца Владимира Ильича Ленина.

Выразительный каменный храм, разрушенный в 1930-е годы, был отстроен в 1734 году на средства купца Ивана Воронцова. В те благословенные времена симбирские купцы озолочались на казенных поставках хлеба и соли так сильно, что могли строить богатые храмы даже на бедных окраинах!..

Одним из самых таинственных и загадочных культовых объектов во всей истории Симбирска-Ульяновска продолжает оставаться так называемая Статуйка — шестнадцатиметровой высоты беседка или часовня, вплоть до 1930-х годов стоявшая в Винновской роще на территории имения, некогда принадлежавшего богатейшим симбирским дворянам Киндяковым.

На куполе сооружения помещалась деревянная скульптура, сильно пострадавшая от времени и потому не поддававшаяся идентификации – то ли Дева Мария, то ли ангел с крестом или пророк Иоанн Креститель, атрибутом которого также был крест в руках. Тут-то и начиналось самое любопытное, поскольку Иоанна Крестителя особым образом почитали масоны, члены тайного и таинственного общества, что играло немаловажную роль в симбирской жизни XVIII – начала XIX столетий.

Часовню украшали рельефы, символически обозначавшие столь любимую масонами бренность человеческой жизни: разбитый сосуд, сломанный якорь, тонущая ладья, череп и кости. Внутри, среди пола, вымощенного чугунными плитами, располагался склеп, довольно глубокий и вместительный, судя по гулу, который издавали бросаемые в него камни. Стены внутри были искусно обработаны под мрамор, а на стене висел образ Спасителя, перед которым горела неугасимая лампада.

Склепы, подземелья, образы смерти играли самую важную роль в ритуалах масонов, и многие исследователи называют винновскую «беседку» уникальным, единственным в России настоящим масонским храмом. Но дворяне Киндяковы масонами не были! И всё становится ещё более интересным…

Ермил ЗАДОРИН.

Источник: Источник
Тэги:#история
00
Справедливый телефон
Губернатор Ульяновской области «суёт нос в каждую дырку». Зачем ему это нужно? «Справедливый телефон» №293 от 22.06.2020
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное