Просмотры3545Комментарии0

В Ульяновске в музее собрали раритетные мотоциклы из стран Советского Союза и «Варшавского договора»

Недавно в Ульяновске открылся обновлённый музей «ГАРАЖ СССР: РетроМотоТехника». Корреспонденты портала «Мисанец.ру» побывали на экскурсии и узнали историю более двух десятков «железных коней».

Отметим, что выставочный павильон под первоначальным названием «Ретро МотоТехника» открылся в здании энергохозяйства на территории Дома-музея В.И. Ленина, в августе 2017 года. Но коллекцию начали собирать ранее, шесть лет назад.

Постепенно мототехники становилось всё больше и больше, и в 2019 году стало ясно, что существующая площадка не может вместить все экспонаты да и посетителям негде было развернуться. Поэтому на большей площади сделали ремонт и разместили музей с завидным комфортом.

Целая эпоха

— Здесь представлены модели мотоциклов и мопедов из стран Варшавского договора, а также советского производства, 1940—1990 годов. Уникальные модели предоставлены Ленинским мемориалом и ульяновцами из своих частных коллекций. Заведующий музейным сектором Андрей Геннадьевич Степанов также является и коллекционером, — рассказывает Альберт Ляхов, специалист  отдела выставочных и инновационных проектов.

Для антуража сотрудники музея и обычные посетители пожертвовали предметы быта советских времён: радиоприёмники, телевизоры, печатную машинку, магнитофоны и так далее.

Все «на ходу»

Первый мотоцикл, с которым мы знакомимся — 1946 года выпуска советский «М-72», копия немецкого «BMW R71». Такая модель выпускалась с 1941 по 1960 годы 20 века. Каждый «М-72» являлся носителем стрелкового оружия, классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном исполнении. Его появление позволило оформить в Красной армии высокомобильные мотоциклетные части. Рядом с экспонатом — младший сержант бронетанковых войск – правда, только манекен в форме, но очень убедительный.

Модель «М-72» стала прототипом мотоцикла «Урал». Изменился лишь индекс — М -62, -63 и далее.
— В отличие от многих обанкротившихся российских мотоциклетных заводов Ирбитский (Свердловская область) до сих пор производит мотоциклы. Правда, 95 процентов для экспорта, в основном в Северную Америку. Там пользуются большой популярностью наша мототехника. Даже у известного голливудского актера Бреда Пита есть в коллекции такой «железный конь». Только 5 процентов идёт на внутренний рынок. Это объясняется, в первую очередь, высокой ценой – 700- 800 тысяч рублей. Не каждый может позволить такую сумму потратить на покупку, — считает наш собеседник.

Также здесь есть рижские мопеды, украинский мопед «Карпаты» Львовского мототозавода, белорусский двухместный «Минск», «Восход» и «Ковровец» Ковровского завода имени Дегтярёва (Владимирская область), ижевские «Ижи». Любопытно, но последний «Иж Юпитер-5» был выпущен в 2008 году. В музее мы увидели немецкий «Simson-467» 1958 года выпуска. Любопытна и венгерская модель «Pannonia T5».

Идем далее.

— Дорожный мотоцикл «Ява-638» 1988 года выпуска, произведённый в Тинец-над-Сазавоу (Чехославакия) одноимённым концерном. СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей, — продолжает Альберт.

Далее мы подходим к мотоциклу «MZ-250 ES» с боковым прицепом (коляской) производства ГДР 1970 года выпуска. Он считается одним из самых ценный экспонатов музея.

— Само производство началось после войны в 1945 году, компанией «Motorrdwerk Zachopau», во время войны она производила мотоциклы и автомобили с двухтактным двигателем на территории небольшого городка бывшей ГДР. Этот мотоцикл также имеет регулировку жесткости. Кроме того, у него приятный внешний вид. Наши посетители, даже далёкие от темы мототехники выделяют его среди других экспонатов, — рассказывает наш собеседник.

Все модели в исправном состоянии и на ходу, кроме одного чоппера (chopper, от английского «chop» — рубить). Это вид мотоцикла с удлинённой рамой и передней вилкой. Его собрали местные байкеры на базе ИЖ-49 в качестве «трогательного» экспоната. На него можно сесть и сфотографироваться. Остальные мотоциклы можно рассматривать только на расстоянии.

Забытая легенда

Далее рассматриваем фотографии Льва Ерохина – ульяновской легенды мотоциклетного спорта 50-70 годов прошлого столетия.

Он был чемпионом Советского Союза по ипподромным гонкам, Членом сборной команды СССР по ледовому спидвею. Несмотря на сумасшедшую популярность, Лев Ерохин не страдал «звездной болезнью». По воспоминаниям современников, он был простым, открытым и сердечным человеком.

О планах

Альберт отмечает, что в музее насчитывается около 30 мотоциклов, и коллекция будет пополняться мототехникой и дальше.

— В перспективе думаем приобрести «Иж Планета Спорт». Мотоцикл в советское время считался самым быстрым. С хорошим движком он составлял конкуренцию «Явам» и «Чизетам». В 1973-1977 годах он оснащался японскими и голландскими составляющими: карбюраторами, светотехникой, поворотниками и так далее, — объясняет специалист.
Кроме того, возможно, что в музее появится горячевская «Чайка». Автомобиль заменит «Волгу», которая сейчас стоит на экспозиции «Смотровая яма». Также сотрудник музея мечтают о автомобиле, который перевозил людей с ограниченными возможностями здоровья.

— Чтобы показать и такую сторону жизни в советское время, — комментирует Альберт.

Отметим, что в музее есть ещё одно помещение, где будут проводиться интерактивные занятия с посетителями, там же расположиться небольшой кафетерий, куда переместят и чоппер, за рулём которого гости музея смогут сделать яркие фотографии.

В общем, обновлённый музей нам понравился, есть желание вернуться вновь.

 

 

 

Справедливый телефон
Губернатор Ульяновской области «суёт нос в каждую дырку». Зачем ему это нужно? «Справедливый телефон» №293 от 22.06.2020
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное