Как побороть социальную лень?

Порой работодатели наблюдают снижение индивидуальных усилий сотрудников в процессе совместной деятельности. В психологии это явление называется эффектом социальной лени.
Эксперимент
Эффект социальной лени был продемонстрирован французским профессором Максом Рингельманном ещё в 1890-х годах.
Рингельманн, которого принято называть одним из основателей социальной психологии, проводил эксперименты. Он просил людей поднимать груз по отдельности или в группах, а затем сравнивал результаты. Рингельманн установил определённую закономерность: чем больше людей в группе, тем ниже результат. Люди делали в два раза меньше работы, когда в группе было 8 человек, по сравнению с результатами индивидуальных усилий.
Свои исследования на тему социальной лени проводили и другие специалисты. Они получали тот же самый результат.
Причины лени в коллективе
— Люди думают, что, в отличие от них, другие будут бездельничать. Сознательно или бессознательно люди убеждают себя в том, что все остальные будут отлынивать от работы, в то время как они будут работать. Разве справедливо, что один выполняет больше работы, чем другие?
— Чем больше группы, тем сильнее люди становятся безликими. Если работник делает что-то по своему усмотрению и всё идёт отлично, то вся слава достаётся ему, если что-то идёт не так, вся вина тоже ложится на него. В группе и вина, и слава распространяется на всех.
— Часто у групп нет чёткого стандарта и ясного идеала, к которому нужно стремиться.
Как устранить
— Важность цели. Исследования показали, что люди, осознающие важность задачи, меньше ленятся. Исследователь Стивен Заккаро обнаружил, что группы работают усерднее, если думают об актуальности задачи и ощущают конкуренцию с другой группой.
— Важность группы. Когда группа важна для её участников, они лучше работают. Исследователь Ворчел наблюдал за людьми, склеивающими бумажные цепочки в двух группах. У одной группы были бейджи, соответствующая одежда, она испытывала конкуренцию. В отличие от группы, лишённой всего этого, она произвела в 5 раз больше бумажных цепочек.
— Устранение эффекта обмана. Имеется в виду ощущение того, что никто кроме одного сотрудника в группе не напрягается. Уменьшение или устранение такого восприятия является ещё одним ключом к продуктивной группе.