10970

Шьют славянскую одежду и ходят в ней

В Ульяновской области есть продолжатели старинных традиций. Корреспонденты «Молодёжки» встретились с мастерицами, которые не понаслышке знают, что такое ручное ткачество.

Сшила рубаху XI века

34-летняя Анна Теллина, педагог в церковно-приходской школе при Арских храмах, увлеклась ткачеством в 2012 году.

— При школе в то время работал военно-исторический клуб (ВИК). Когда там узнали, что я умею шить, попросили скроить женскую рубаху XI века. Я стала изучать историю костюма, и меня это заинтересовало. Закончив работу, сшила и себе рубаху. Чуть позже благодаря девушкам из ВИК я освоила ткачество поясов. Друзья подарили станок, — рассказывает Анна.

Ей интересно изучать культуру родной страны, возрождать забытые традиции и передавать их, как и раньше, из поколения в поколение.

Не совсем распоясались!

Мы не ходим в народных костюмах каждый день, но можем носить традиционные наряды на всевозможных фестивалях, народных праздниках, свадьбах, семейных вечерах, — поясняет Анна. — А наша история очень богатая. Взять хотя бы тот же пояс. Он считался обязательным атрибутом в одежде как у женщин, так и у мужчин. Пояс имел сакральное значение. Считалось неприличным ходить без пояса, отсюда и выражение: «Совсем распоясался!» Пояс ещё считался оберегом от нечистой силы. А узоры, изображённые на нём, несли информационное значение о роде, племени, к которому принадлежал носивший его человек, о профессии, о его семье, уровне духовного развития.

По словам ульяновской мастерицы, ткать узорные пояса должна была уметь каждая женщина. Поэтому девочек обучали этому ремеслу с 5-6 лет.

Праздничные и будничные пояса отличались друг от друга качеством материала. На поясах, кроме узоров, ткали также слова. Концы поясов обязательно заканчивались яркими кистями или шариками. В орнаменте использовались знаки и символы, дошедшие до нас с дохристианских времён, например, ромбы и его разновидности связаны с плодородием, женские фигурки, олицетворяющие Макошь — покровительницу женских работ и рукоделия, простые и сложные свастики — знаки солнца и так далее. Пояса использовались во всех обрядах всего жизненного цикла человека. Но особую значимость они имели в свадебном обряде. Материал для изготовления пояса использовался разный: лён, конопля, но в основном шерсть. Сам процесс изготовления пояса в те времена был очень трудоёмким, поэтому люди относились к одежде и вообще ко всему очень бережно.

Познакомились на фестивале

В посёлке Сухая Долина Ульяновского района живут Ольга и Андрей Марковы. Супруги являются основателями и мастерами виртуальной мастерской, где вместе с другими ремесленниками изготавливают пояса, украшения, обувь, тканые ремни, головные уборы, одежду и другие стилизованные предметы быта наших предков.

Родом я из Рязани, окончила художественное училище имени Вагнера, — рассказывает Ольга. — Большое влияние оказал папа, который до сих пор работает художником-педагогом, он же учил меня закладному ткачеству. Когда была на пятом курсе в училище, познакомилась с девушкой, которая занималась в ВИК. Она показала основы ткачества на дощечках, меня это заинтересовало настолько, что ткала по ночам буквально на коленках, так как станка не было.

В августе 2009 года на фестивале под Рязанью «Битва на Воже» Ольга встретилась с ульяновцем Андреем. Отношения развивались быстро, и через несколько месяцев она переехала в Ульяновск.

У супругов оказались схожие интересы. Андрей освоил программу для составления ткацких схем и начал создавать уникальные узоры. Кстати, он сам изготовил ткацкий станок.

В январе 2010 года Ольга познакомилась с местной жительницей Екатериной, занимающейся пошивом стилизованной славянской одежды. Так зародилось сотрудничество. Позже к ним начали присоединяться ремесленники из разных городов России.

Полюбилась «Валькирия»

Для меня ремесленник — человек, профессионально занимающийся своим делом, но без промышленных масштабов, — говорит  Ольга Маркова. — Это тот, кто к каждой вещи имеет индивидуальный подход. У нас нельзя так, как на рынке, прийти и купить понравившуюся вещь — всё изготовляется индивидуально. Мы не окунаемся в колодец истории, а опускаем в него ведро, черпаем оттуда информацию и несём её в современный мир.

Так, при создании предметов одежды и быта они используют не только традиционные символы, основанные на сохранившихся образцах ткачества и вышивки, но и появившиеся 10-15 лет назад.

Например, многим полюбилась «Валькирия». Это современный узор. Мы этого не скрываем. Всегда рассказываем заказчикам. Так же обстоят дела и с целыми предметами. Считается, что очелье – налобную тканую повязку — носили только женщины, но что мешает сейчас создавать очелья для мужчин? Недавно у нас появились тканые ремни с пряжками, их носят в обычной жизни без символики.

Что касается тканей, то используют лён, хлопок, бязь. Пояса ткут из полушерстяной ткани с добавлением акрила для крепости и цветового разнообразия изделия.

Заказывают из Израиля

Сложно не заметить, что интерес к истории и культуре России растёт. По всей стране проводятся различные праздники, реконструкции, фестивали, где воссоздаётся быт наших предков. Разумеется, окунуться в эту атмосферу очень хорошо помогает наряд.

Сейчас не только для фестивалей или фотосессий приобретают наряды, многие семьи заказывают комплекты для повседневной жизни, — делится Ольга. — У нас есть постоянная клиентка – девушка, заказывающая сразу по несколько платьев и атрибутов к ним. Часто наряды приобретают фольклорные коллективы. Недавно был заказ из Израиля.

История народного костюма обширная, поэтому создавать красоту ремесленники будут ещё долгие годы.

Вера МЕРКУЛОВА.

Справедливый телефон
Коммунисты Ульяновской области отменяют День Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября. «Справедливый телефон» №269 от 05.11.2019
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное