Просмотры3047Комментарии0

Староверов хоронили в лесу

В истории Павловского района есть загадочные страницы. Например, когда-то в давние времена там жили старообрядцы. Многие местные жители до сих пор помнят о них. Чем староверы отличались от других, выяснили корреспонденты «Молодёжки», побывав в этом дальнем районе. 

В основном заселение людьми этих земель началось в XVI веке. Сначала там жили мордовские племена, а позже пришли русские. Исторические источники указывают, что основной точкой отсчёта заселения этих земель русскими стал 1684 год.

Староверы одними из первых появились здесь. Поскольку у нас места глухие, люди, не согласные с официальным духовенством, прибывали сюда, основывали здесь свои скиты. В коллекции нашего музея есть древние находки, сохранившиеся с тех времён, например, колокольчики без язычка. Когда человек рождался, для него делали колокольчик с язычком. Человек родился – жизнь зазвенела. На каждом есть гравировка, где указаны фамилия, имя, отчество. Человек уходил на тот свет, и вырывался язычок у колокольчика. Жизнь отзвенела. Его клали на могилу, — рассказывает Юлия Самойлова, директор историко-краеведческого музея Павловского района.

Также были найдены иконы. Специалисты предполагают, что медные литые иконы когда-то принадлежали старообрядцам, поскольку они часто были в странствиях. Обычная икона в пути могла осыпаться, поэтому и выливали такие иконы. С помощью ушка и верёвки они вешались на шею, служили как оберег. Также такой образ можно было достать в любой момент и помолиться. Другая сохранившая икона — без двух створок. Это так называемые складни. Её можно было открыть и помолиться. Это те маленькие крупицы, которые удалось собрать, чтобы лучше узнать историю края. Но многие семьи до сих пор помнят, как здесь жили староверы.

— Моя бабушка была староверкой. Она жила в селе Шаховское (Павловский район). В советское время это особо не разглашалось. Но я помню, как она вставала рано утром, зажигала свечку, шла к иконам, молилась за нас. Во время Великой Отечественной войны старообрядцы собирались в отдельных домах и молились за победу. Очень трепетно они относились к бытовым моментам. Например, в одном домике жила бабушка Феня. Мы приходили к ней. У неё были свои ложка, кружка. С одной тарелки она не будет есть с теми, кто не старовер. У неё даже был свой бидон. Моя бабушка угощала её молоком. И она даже доила молоко в отдельном бидоне для бабушки Фени, — вспоминает Юлия Самойлова.

Без креста

Первому директору краеведческого музея, учителю и краеведу Нине Ждаркиной удалось пообщаться со старообрядцами, узнать их традиции.

— В моём родном селе Шиковка было очень много старообрядцев. Они отличаются по многим вопросам, например, намного строже в отношениях мужчины с женщиной. У них патриархальный уклад. Замужние женщины должны были обязательно повязывать голову платком. До родов на голове была кика (древнерусский женский головной убор с рогами), — поясняет Нина Борисовна.

Много внимания они уделяли детям и молитвам. Были отличия в проведении свадеб. Наливали лишь три рюмки, но пройти нужно было всех родственников. Особое отношение было к похоронам.

Умершего несли до кладбища по центральным улицам. Если кто-то из молодых умер, то его несли на полотенце. Как правило, принято было хоронить в лесу, видимо, чтобы было единение с природой. В нашем селе на кресте не писали, кто тут похоронен. Некоторые даже крест не ставили, чтобы никто не узнал, кто здесь лежит, и не надругался над могилой. На могиле оставляли предмет, который характеризовал деятельность человека. Например, повар – ложка и так далее, — говорит Нина Борисовна.

«Надолба едет»

Нина Борисовна помнит несколько интересных историй. Однажды она по работе пришла в короткой юбке к женщине-староверке и стала задавать ей вопросы. Но та ей ответила: «Сходи, дочка, переоденься, потом поговорим». Нина Борисовна облачилась в длинную юбку, только тогда она смогла получить ответы на свои вопросы. Как правило, женщины носили разноцветные юбки. Мужчины же выбирали тёмные брюки. Поэтому однажды появившийся молодой человек в белых модных брюках на улице был воспринят негативно. Одна из старожилов села чуть не выпала из окошка дома от такого факта. Ведь белыми могли быть только подштанники. Примерно в 60-70-х годах прошлого века староверов становилось всё меньше и меньше.

Помню, как Пётр перед своей смертью сжёг свои книги и чуть не сгорел сам в доме. Его вытащил сын. Дело в том, что у него не было последователей. А если передать знания некому, то они подлежат уничтожению, — добавляет Нина Борисовна.

Странные традиции были в селе. Например, девушек, которым не посчастливилось найти своё женское счастье до 26 лет, называли «надолбами», то есть засидевшимися в девушках.

Её сажали на телегу, везли по селу, кричали: «Надолба едет». Кто открывал ворота, туда и завозили девушку и оставляли там без свадьбы. Потом только бабушки приходили и читали молитвы. Ну а кто мог открыть ворота? Кто вдовцом, например, остался, — вспоминает краевед.

Старообрядчество было настолько популярным в этих краях, что в Шаховском до сих пор можно увидеть разделение кладбища на две части. По правую руку от основной тропинки хоронят православных, по левую руку – старообрядцев. На некоторых могилах неподписанные кресты. Как говорят местные жители, сейчас в этих краях очень сложно найти старообрядца, который чтит все традиции.

«Просто были разночтения»

Как православная церковь относится к старообрядцам? На вопрос «Молодёжки» ответил протоиерей Андрей, настоятель «Покровской церкви» рабочего посёлка Павловка.

Если мы вспомним историю, патриарх Никон заметил, что в одной книге написано так, а в другой иначе. Он обратил внимание на нестыковки и занялся этим вопросом – решил выяснить, как же правильно. Обратился к греческим первоисточникам, сделал переводы и сказал, чтобы стали везде печатать одинаково. Но люди восприняли его как антихриста, что их книги идут от начала. Но ведь он тоже греческие источники взял. Там тоже из начала идёт. Какие были основные разночтения? Иисус с одной «И» или двумя, двуперстие или трехперстие. Но обратите внимание, как, например, Илья Муромец держал пальцы? Их три. Значит, раньше так тоже крестились. Во время Никона не придумали ничего нового. Просто были разночтения. Никаких принципиальных отличий нет. Но есть у старообрядцев отдельная ветка – это беспоповцы. Они не признают священников. Вот тут значительные отличия. Церковь всегда с духовенством. Кто же будет совершать таинства, причащать, исповедовать, венчать? – пояснил отец Андрей.

В «Справочной книге Саратовской Епархии» за 1912 год указаны такие данные. В селе Шаховское было беглопоповцев (старообрядцев): мужчин – 188 человек, женщин – 321. В Павловке староверов: мужчин – 13, женщин – 22. Беспоповцев (тех, кто не признавал попов): мужчин – 397, женщин — 403. В селе Шалкино беглопоповцев: детей – 9, мужчин – 24, женщин – 30.

Старообрядчество – совокупность религиозных течений, отвергающих церковную реформу 1650-1660-х годов патриарха Никона. Реформа вызвала раскол в русской церкви. Примерно до 1905 людей, которые не признали изменений, называли «раскольниками», они преследовались.

Над церковью расступались тучи

Последний раз с отцом Андреем корреспонденты «МГ» встречались в ноябре 2017 года. Тогда он показал нам здание бывшей церкви, которую в советское время переделали в Дом культуры. Местные жители восстанавливали храм.

Напомним, Вознесенская церковь была построена в 1827 году князем и меценатом Николаем Оболенским в честь победы над Наполеоном. В 1928 году храм закрыли, в 1932 году были снесены колокола, барабан, достроены второй, третий этаж, фойе.

84 года здесь было попрание веры, пока в июле 2016 года церковь не вернули духовенству. Начались первые восстановительные работы. В 2018 году была кладка колокольни, приглашалась молодёжь района для разбора второго и третьего этажей. Постепенно церковь начала приобретать свой прежний вид. Она хорошо сохранилась благодаря тому, что постройка была внутри клуба, поэтому была защищена от внешних воздействий. В июне 2019 года купола были подняты вверх. Собралось много жителей Павловского района. Для нас это было большим событием. День был пасмурным, когда стали поднимать купола, тучи расходились прям над церковью, и начинало светить солнце. Это было чудом! – рассказала Нина Николаевна, младший сотрудник краеведческого музея в Павловке.

Пока сложно сказать, когда церковь полностью приобретёт свой первозданный вид. Но работа идёт активно. Местные жители с нетерпением ждут этого события и всячески помогают.

27 сентября начался новый этап благотворительного марафона «Восстановим храм вместе». Мы хотим вставить окна и двери в храм. Люди хотят прийти сюда и помолиться, как положено, — прокомментировала Юлия Самойлова.

Кстати, во время восстановления храма было обнаружено около 15 могил. Рабочие аккуратно собрали кости, черепа и положили их в коробки…

Вероника ВЕРШИНИНА.

00
Справедливый телефон
Коммунисты Ульяновской области отменяют День Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября. «Справедливый телефон» №269 от 05.11.2019
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное