2580

Хотиненко искал душу Ленина

31 октября в российский прокат выходит картина режиссёра Владимира Хотиненко «Ленин. Неизбежность». Этот исторический экшен известный режиссёр презентовал в мае на 72-м Каннском фестивале во Франции и в Ульяновске на XI Международном фестивале имени В.М. Леонтьевой «От всей души». Каким видит режиссёр нашего известного земляка — Владимира Ленина?

Вышел из «Демона»

Стоит отметить, что в ноябре 2017 года на одном из федеральных телеканалов вышел сериал Хотиненко «Демон революции, или Меморандум Парвуса». В нём впервые кроме привычных революционных деятелей (Ленина, Троцкого и других) появляется малоизвестная фигура — политик и журналист марксистского толка Александр Парвус (1867–1924), чья роль в качестве деятеля революции теперь представлялась равновеликой другим вождям.

«Ленин. Неизбежность» — это киноверсия того же сериала, только акцент в нём сделан на фигуре Владимира Ленина.

Действие фильма происходит во время Первой мировой войны, когда Владимир Ленин (Евгений Миронов) находится в Цюрихе. Посвятивший всю свою жизнь подготовке революции Ленин упустил её начало и теперь ищет любую возможность вернуться в Россию, чтобы взять ситуацию под контроль. В ленте также задействованы Фёдор Бондарчук, сыгравший Парвуса, Максим Матвеев, Александр Балуев, Дарья Екамасова, Виктория Исакова и Паулина Андреева.

По словам режиссёра, в фильме использован дополнительный материал, который ранее не был показан в сериале. Но прежние пропорции в фильме не будут нарушены.

В одном из интервью Хотиненко заявил, что с ним спорят, говоря о преувеличенном влиянии Парвуса на описываемые события. Режиссёр же отмечает, что он серьёзно изучал материалы и показанное в сериале — правда.

Вымысел у нас в картине, конечно, есть, и, безусловно, мы заполняли какие-то исторические пробелы, потому что никто не фиксировал каждый шаг Парвуса или Ленина. Какие-то воспоминания остались, но в основном домыслы. Мы старались сделать наших героев живыми людьми, — сказал Хотиненко в интервью.

Потомки не могут оценить

Рассуждая о значимости личности Ульянова-Ленина, Владимир Хотиненко отмечает, что сегодня фигура такой величины не может быть по достоинству оценена потомками.

Каким бы он ни был — он наш соотечественник, и он несправедливо оказался в тени времени. Впрочем, слова «справедливо/ несправедливо» тут не совсем уместны: таких, как Ленин, нормальные человеческие нормы и категории не волновали никогда. Но всё же это парадоксально, что Ленин сегодня оказался, например, в тени Сталина. Но это ладно! Сейчас ведь во всём мире идут достаточно мощные социальные процессы — в той же Франции, например, да и у нас… Опыт 1917 года — хоть и трагический — стал поворотным моментом в истории нашего государства и в истории человечества. Но сегодня этот опыт как бы исчез из нашей истории, стал неудобен… Мне он кажется по-прежнему важным, поэтому я решил сделать на этом акцент, — отметил мэтр российской кинематографии.

Вызывает интерес

Также режиссёр подчеркнул, что у него нет цели оправдать Ленина. И это невозможно.

Но глобальные исторические процессы происходят обычно как бы вне общечеловеческих норм. И персоны такой величины живут по другим законам. Кроме того, мы рассматриваем Ленина ровно до его возвращения в Россию. Повторяю, у меня нет ни малейшего желания, ни попытки обелить, оправдать. Я просто хочу, чтобы он был земным человеком, — объяснил свою позицию Хотиненко.

По его словам, стоит понимать, что за несколько месяцев до того, как мир перевернулся, Ленин ехал в санях (исторический факт), пересекая Финский залив с узелком в руках.

— И этот лысый картавый человек в жилетке спустя время стал первым в ряду вершителей истории! Вот это, конечно, вызывает интерес, — добавил режиссёр.

В одном ряду с Чингисханом

Продолжая разговор о «приземлённости» Ленина, Владимир Хотиненко перечисляет его поступки: когда он узнал о казни брата, пошёл в кабак и напился водки, хотя был человеком непьющим. Он мог подбить в эмиграции своих соратников кататься на велосипедах. Любил песни про разбойников, любил стихотворение Тютчева про утёс…

Некоторые филологи отмечают его холодность и излишнюю простоту  в письмах: «словно пионер бабушке из деревни пишет». У режиссёра есть и на это своё мнение.

— Все эти люди, которые перевернули мир, — а этот список не длинный: Александр Македонский, Чингисхан, наверное, Наполеон и Ленин,— они все были в определённом смысле одинаковые. Потому что у них другая миссия. И, конечно, он был закрыт от рефлексии, иначе он не мог бы эти приказы расстрельные подписывать. Какие-то прорывы эмоций у Ленина, конечно, были. За гробом Инессы Арманд он шёл, говорят, в полуобморочном состоянии… При этом всё, что писали в советских книгах про его ум, работоспособность, в общем соответствовало действительности, — рассказал Хотиненко.

При этом он не отрицает, что Ленин не был первым во всём: как теоретик он был слабее Плеханова. И по многим пунктам он был хуже других.

Но по сумме способностей он всё равно оказывался в итоге первым. Но вот что касается вопроса — где там душа, была ли она — он действительно, вероятно, самый главный для меня. Отвечу так: я пытался эту душу в Ленине найти. И ради этого я затевал всю историю, — резюмировал режиссёр Владимир Хотиненко.

Фируза АХТЯРОВА.

Справедливый телефон
Куда уходят миллионы? «Справедливый телефон» №267 от 19.09.2019
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное