1070

ДЕЙСТВОВАЛ ПОДПОЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

В середине XVII века, через считанные годы после основания Симбирска, в Российском государстве начались масштабные церковные реформы.

Это была великая драма в духовной и общественной жизни – раскол русской церкви, поделивший её на сторонников реформ и ревнителей старины, старообрядцев. Среди самых выдающихся деятелей, стоявших у истоков старообрядчества, был симбирский протопоп Никифор, настоятель Троицкого собора. Он был схвачен в 1666 году и сослан в Заполярье, где скончался в 1668 году, смертью засвидетельствовав приверженность своей вере.

Находившееся вплоть до середины XVIII века под жесточайшим гнётом государства старообрядчество выстояло. Воцарившаяся в 1762 году Екатерина II первой стала давать значительные послабления старообрядцам. Их даже приглашали из-за границы, вместе с немцами, осваивать Поволжье. Считается,  что в ту пору старообрядчество проникло и в симбирские пределы. Старообрядцы создали свою собственную неповторимую культуру, жизненный уклад, добились невероятных успехов на ниве торговли и промышленности. Впрочем, окончательную свободу вероисповедания старообрядцы получили только в 1905 году, за 12 лет до гибели Российской империи.

Старообрядчество было пёстрой и весьма мобильной структурой, включавшей множество различных толков, ответвлений, часто конкурировавших и даже враждовавших друг с другом. В разное время и в разных уездах Симбирской губернии от случая к случаю возникали старообрядческие центры. Это были большие торговые и промышленные сёла, в первую очередь в Сызранском и Алатырском уездах. Особый интерес старая вера вызвала в мордовских селениях, увлекая поселян красотою и истовостью богослужений.

С конца XVIII века важным культурным и экономическим центром старообрядчества в Симбирской губернии был уездный город Сызрань. К середине XIX века старообрядцы укрепились в Симбирске. Первый в России старообрядческий епископ Софроний в 1849 году был поставлен именно на Симбирскую кафедру. В Симбирске существовал даже подпольный старообрядческий женский монастырь с богадельней на Староказанской (Красноармейской) улице («Красниковские кельи»). Его содержал от своих щедрот богатый и авторитетный купец Фёдор Иванович Красников.

Кстати, в период Великой Отечественной войны с октября 1941 года по апрель 1942 года в эвакуации в Ульяновске находилось руководство русской православной старообрядческой церкви во главе с архиепископом Московским и всея Руси Иринархом (Парфеновым).

В наши дни старообрядцы — это преимущественно городские жители. В современном Ульяновске действуют община Древлеправославной поморской церкви и Успенская единоверческая община Симбирска, представляющая православных старообрядцев, находящихся в полноте общения с РПЦ.

Ермил ЗАДОРИН.

Справедливый телефон
Куда уходят миллионы? «Справедливый телефон» №267 от 19.09.2019
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное