4160

«Я радуюсь с ними их победам!»

Ульяновская учительница Оксана Имулина вот уже как семь лет занимается адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). О своей работе она рассказала корреспонденту «Молодёжки».

Семейная драма

Оксана с раннего детства занимается спортом и добилась высоких результатов (в 2012 году стала мастером спорта Российской Федерации). Вышла замуж за спортсмена, и вскоре у них на свет появился малыш. Беременность прошла благополучно, и первый год с ребёнком всё было хорошо: он вовремя научился сидеть, ползать. Отличия стали видны, когда малышу исполнился год.

— Все дети уже пошли, а мой сын ползает. И с каждым днём всё хуже и хуже. Мы обратились к врачу, нам поставили диагноз ДЦП. Отойдя от первоначального шока, поняла, что нужно интенсивно заниматься с ребёнком. И начались постоянные физические упражнения. Утро начиналось с зарядки, в обед и вечером была тренировка. И так ежедневно, — вспоминает Оксана.

Все её силы и время уходили на то, чтобы поставить сына на ноги. Муж, видимо, не смог вынести сложности семейной жизни с особенным ребёнком и ушёл. Но навалившиеся проблемы не сломили женщину. Наоборот, она начала больше интересоваться этой темой, получила профильное высшее образование и стала работать в ульяновской коррекционной школе № 39, где помогает таким же ребятам физически развиваться.

Сейчас я работаю в филиале школы на базе дома-интерната «Родник». У нас 117 ребят. В этом году выпустились 19 учеников по достижении 18-летнего возраста. У большинства детей нет родителей, — рассказывает учитель.

Учатся простым вещам

Ребята, с которыми занимается Оксана, — это дети с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна, у некоторых не работают ноги или руки. Они учатся выполнять элементарные для обычного человека вещи, например, поднять гимнастическую палочку, удержать книжку и так далее. Большинство из них – говорящие, но маломобильные. Поэтому одним из важных моментов является удержать их в вертикальном положении, это необходимо для работы кровообращения. Для этого используется специальное оборудование – вертикализатор. С помощью специальных ремней ребёнок удерживается в положении стоя, и в таком положении выполняются упражнения.

Детский дом хорошо оборудован, у нас много необходимого спортивного инвентаря. Адаптивная физкультура проводится два часа в неделю. Класс состоит из пяти детей. Один урок длится 40 минут. Мы с воспитательницами привозим детей на коляске в спортивный зал. Двух ребят я помещаю в сухой бассейн, два ребёнка занимаются гимнастической палочкой, с одним я работаю непосредственно. Потом перехожу от одного к другому. Делю эти сорок минут на всех ребят, потом также с воспитательницами отвозим их в комнаты, — поясняет учитель.

Больше всего ребятам нравится фитбол (большой упругий мяч). На нем они имитируют поездку на лошади, выполняют различные упражнения. Видимо, это расслабляет напряжённые мышцы. Благодаря такой работе детишки преодолевают свои недуги и учатся новому.

Я помню, как одна лежачая девочка (16 лет) однажды мне сказала: «Смотрите, я умею держать палочку!». Она была счастлива. В такие минуты очень сложно сдерживать слёзы. Но я радуюсь вместе с ними их победам, — говорит Оксана.

Любят гитару

Педагог любит свою работу, старается разнообразить занятия для детей: приносит то велосипед, то ролики. Когда они впервые увидели их, то были в восторге.

В конце занятия мы стараемся успокаиваться, рефлексировать. И однажды я решилась на эксперимент. Привезла гитару и после выполнения всех упражнений сыграла им детскую песню. Ребята были в восторге. Кто-то попытался дотронуться до струн. С тех пор гитару с работы я не увожу. И, когда дети просят, играю им одну песенку. Больше всего им нравится песня про «ёжика», а один мальчик просит сыграть песню про солдата, — продолжает Оксана.

Работа с детьми, особенно такими, — это не просто выполнение каких-то упражнений, но и общение.

Они очень искренне и с добротой относятся ко всему. Например, когда я прихожу, одна девочка всегда меня спрашивает: «Красавица моя (Оксаночка), а ты сегодня кушала?». И если нет, то она говорит, что надо обязательно это сделать, — вспоминает учитель.

Увидеть маму

Первый год Оксане было морально сложно работать с такими ребятами, но сейчас она привыкла. Хотя далеко не каждый может решиться на такое. Были случаи, когда педагоги уходили на второй день работы.

Но именно эти дети научили её ценить и любить свою жизнь, радоваться любой мелочи, стать мягче и добрее.

Когда я только устроилась, впереди был Новый год. И я решила в конце занятия провести небольшую расслабляющую терапию. Принесла красивый светильник, переливающийся разными цветами, включила его и сказала: «А сейчас загадайте все своё самое заветное желание». Кто-то захотел варежки с белыми снежинками, кто-то — какие-нибудь игрушки. А я для себя в голове фиксирую. Думаю, получу зарплату и на праздник подарю им. И вот дело дошло до одного мальчика, который сказал, что его желание нереальное. Но мы попросили его озвучить. Он ответил: «Я бы хотел одним глазком увидеть маму». И знаете, самое поразительное, что на днях он мне сообщил, что смог найти свою родную маму через социальные сети. И они сейчас переписываются. Удивительно, но его на первый взгляд нереальное желание исполнилось, — подытожила Оксана.

Наталья КОРОЛЕВА.

Справедливый телефон
Куда уходят миллионы? «Справедливый телефон» №267 от 19.09.2019
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное