9903

Затяжное пике «Авиастара»

Ульяновцы всегда с размахом отмечали День Воздушного флота и всё благодаря самолетостроительному заводу «Авиастар». Предприятию предвещали безоблачное будущее, но судьба распорядилась иначе. Звезда его так и не зажглась в полную силу. В канун профессионального праздника «Молодёжка» вспомнила о некоторых перипетиях судьбы многострадального завода. 

 «Ты помнишь как всё начиналось»

В далеком 1975 году Совет Министров СССР принял решение о строительстве в  Ульяновске авиационного промышленного комплекса (УАПК). И уже 10 июня 1976 года был заложен первый камень в основание будущего «Авиастара». Стройка была объявлена всесоюзной и в Ульяновск ринулись специалисты со всего Советского Союза. Многие приезжали из-за квартиры, которую можно было получить в течение 3-4 месяцев. Специально под завод в Заволжье начали строить новый город. Плюс для строителей ввели «московское продобеспечение», что было немаловажным для того времени.

В 1983 году для завода построили испытательный аэродром, получивший название «Ульяновск-Восточный», а взлетно-посадочная полоса этого аэродрома стала одной из самых длинных в мире (5100 м).

Стройка шла ударными темпами и 30 октября 1985 года первый военно-транспортный «Руслан» поднялся в небо.
В августа 1990 года свой первый полет совершил Ту-204, так сказать, многообещающее «детище» завода. Планировалось создать целое семейство пассажирских и грузовых самолетов «Ту-204-100», «Ту-204С», «Ту-204-120», «Ту-204-120С».

 «Зарплату!»

 Но в 1991 году развалился Советский Союз и пришел капитализм. УАПК преобразовали в акционерное общество «Авиастар» и для завода наступили сложные времена. Самолёты вдруг стали не нужны стране, денег катастрофически не хватало, начались задержки зарплат (по полгода), сокращения. Некогда бывшие авиастроители увольнялись и приобщались к торговле на рынках города. Заводу, который строил две машины в год, персонал в 30 тысяч был не нужен. В итоге всё это привело к протестам.

2 сентября 1996 года произошло самое массовое открытое выступление в истории Ульяновска — стихийный марш работников «Авиастара». В  нём приняли участие до 30 тысяч человек.

21 августа коллектив предприятия отправили в неоплачиваемый двухнедельный административный «отпуск». Утром 2 сентября люди пришли на работу, но их не пустили в цеха, объяснив, что «отпуск» продлится ещё целый месяц. Тогда толпа работников с флагами и транспарантами двинулась пешком в сторону центра. Люди громко скандировали: «Зарплату!».

Власти пытались перекрыть дорогу, выставив пару «КамАЗов» и небольшие милицейские кордоны. Но народ уже было не остановить. За три часа люди дошли до Императорского моста, где их ждали представители областной администрации. Но проблему разом они решить не могли. Заводу нужен был инвестор.

 «Новое содружество»

В начале 90-х годов крупнейший завод в России оказался в руках холдинга «Новое содружество», а его руководитель Рязанов стал генеральным директором предприятия. «Новое содружество» владело блокирующими пакетами акций «Ростсельмаша», завода лакокрасочных материалов «Эмпилс», компании «Новый мыловар» и ряда других предприятий. В апреле 2001 года холдинг получил в управление «Авиастар-СП» (74% его акций принадлежит ОАО «Туполев» и 26% — АО «Авиастар»). По условиям соглашения, он должен был инвестировать в производство 2 млрд. руб. и получить взамен 26% акций завода. Инвестор вложил в предприятие около 250 млн. руб., но акций не получил и 3 октября объявил о разрыве отношений с предприятием.
Что произошло на самом деле — так и осталось тайной. Скорее всего, кто-то не поделил деньги. Говорили, что «Новое содружество» вкладывало в авиазавод деньги под проценты, а это не является инвестированием. «Содружество» оправдывалось — раз акции «Авиастар-СП» не отдал, то холдинг подстраховался договором займа под минимальные проценты. Да и они хотели вернуть  вложенные средства, но у завода денег не оказалось. К этому времени накопились долги по зарплате и отоплению (многие цеха вообще не отапливались). В спешном порядке начались поиски нового инвестора.

 Египетская сила

И тут, как пирамида, возникла египетская компания Sirocco Aerospace (SA), экспортер производимых на «Авиастар-СП» самолетов Ту-204 с английскими двигателями Rolls Royce (SA уже поставила тогда четыре Ту-204 для египетской Air Cairo и готовилось к поставке пяти самолетов в Китай).
Напомним, что еще в 1996 году президент компании Sirocco Aerospace Ибрагим Камель предложил российскому руководству проект постройки 200 самолетов Ту-204-120 с двигателями английской фирмы Rolls-Royce, авионикой и интерьером западных фирм. Покупаемые у «Авиастара» самолеты Ту-204-120 компания Sirocco намеревалась сдавать авиакомпаниям в лизинг сроком на пять лет.  «Авиастару» был выдан твердый заказ на 30 самолетов с опционом на последующие 170 машин. Однако было построено всего шесть лайнеров. У авиапредприятия не было тогда собственных средств на строительство самолетов, возникли трудности с получением кредитов. Кроме того, сыграла свою роль и острейшая борьба заинтересованных лиц за владение «Авиастаром», в ходе которой на авиапредприятии несколько раз менялась управляющая компания. В итоге египтяне отказались от сотрудничества с «Авиастаром».

Чекисты не дремлют

Какие-то телодвижения затем были в 2002 года. Между «Авиастаром-СП» и Sirocco было подписано инвестиционное соглашение, по которому египетская компания взяла на себя обязательства вложить в производство 25 самолетов Ту-204-120. Сумма в 280 млн долларов в обмен на 25% минус 1 акция «Авиастара-СП» и такой же пакет ОАО «Туполев». Соглашение предусматривало поэтапную передачу акций. Но Sirocco перечислил авиазаводу незначительные суммы, объясняя это нестабильной экономической ситуацией на предприятии.

Тут своё слово сказали чекисты. Выходило, что стратегически важный объект уходил из рук государства. А этого допустить было нельзя.

Дальше просто разыграли «правительственную карту». «Смотрящим» за предприятием от государства стал тогдашний полпред ПФО, ныне герой России Сергей Кириенко. Его срочно избрали председателем Совета директоров ЗАО «Авиастар-СП». Личность не однозначная и до сих пор вызывает различные споры, особенно по части его деятельности в развитии предприятия. Якобы, ставки этот герой делал на другие российские заводы. Египтяне быстро всё поняли и покинули завод, контракт так и не был реализован. Да и Кириенко написал заявление о выходе из Совета директоров.

Завод пытался выжить

Но несмотря на сложные времена, в 2002 году завершается строительство опытного образца самолета «Ту-204-300», который в 2004 году совершил первый беспосадочный испытательный полет во Владивосток (чуть позже для местной авиакомпании переданы четыре самолета этой модели). В этом же году переданы в эксплуатацию самолёты «Ан-124-100», «Руслан» для авиакомпаний «Волга-Днепр» и «Полёт».
Ульяновский завод постепенно расширяет международные рамки. В 2007 году передает в эксплуатацию два пассажирских и один грузовой самолеты«Ту-204» для кубинской авиакомпании Cubana de Aviacion и «Ту-204-300» для корейской авиакомпании Air Когуо.
Одновременно с этим, начиная с 2006 года, идёт реализация нового проекта — так называемого «изделия 476» — будущего самолета «Ил-76МД-90А». Также проводится масштабная работа по возобновлению производства тяжелых транспортных самолетов «Ан-124-100» и «Руслан».

 Полетаем?

 Многие уже не помнят, но у завода была что-то вроде своей авиакомпании. В парке даже имелся новый «Руслан». Но в 1993 году во время коммерческого рейса в горах Ирана гигантский лайнер потерпел катастрофу — врезался в гору. Причиной стал пресловутый человеческий фактор.

Впоследствии авиакомпания не смогла выжить и прекратила свою деятельность.

Большую надежду «Авиастар» возлагал на вновь созданную в начале 90-х годов в Ульяновске авиакомпанию «Волга-Днепр». Всё было заточено под «Авиастар». В парке авиакомпании было несколько «Русланов» и завод должен был обеспечивать послеполетное обеспечение этих машин.

Но и здесь начались проволочки. «Волга-Днепр» стал присматриваться к иностранным аналогам, а потом возникли сложности с украинским АНТК им. Антонова (сегодня ГП «Антонов»). Напомним, «Антонов» является обладателем сертификата на тип самолета, который известен под названием «Руслан». Проще говоря, из-за ухудшения политической ситуации Украина запретила «Авиастару» строить и эксплуатировать эти самолеты.

Не сложилось у «Авиастара» и с авиакомпанией «Полёт», которая также летала на «Русланах» и базировалась на «Ульяновск-Восточном». Из-за финансовых сложностей она канула в небытие.

 Есть ли у завода будущее?

 Вопрос скорее риторический. Проект «Ту-204» благополучно похоронен. Многие авиакомпании отказались от этого самолета, в основном из-за дороговизны, дешевле приобрести «поношенные» Боинги.

Завод не раз посещали многие руководители страны. Обещали поддержку, но по большому счёту, всё оказывалось лишь на словах.

Два раза на «Авиастаре» был Путин. 4 октября 2012 года глава государства присутствовал на первом демонстрационном полёте модернизированного Ил-76МД-90А.  В этот же день был подписан контракт на поставку 39 самолётов для Минобороны РФ. Сумма контракта составила почти 140 млрд рублей.

Казалось, вот сейчас «Авиастар» взлетит, но «путинский» оборонный заказ по изготовлению новых Ил-76МД тормозится. Само предприятие «кидают» из одной корпорации в другую. Руководителей меняют как перчатки. Да и для достижения поставленной задачи по увеличению объёмов производства нужна модернизация старого и закупка нового оборудования. Сейчас на предприятии находится около 10 самолётов данной модификации в различной степени готовности.

По словам депутатов Госдумы РФ, только с 2024 года завод сможет выпускать по 10 самолётов в год.

Завод опять пытается выжить. Если проводить какую-то аллегорию, то «Авиастар», можно сказать, в затяжном пике. Выберется ли..?

В настоящее время в АО «Авиастар-СП» реализуется несколько проектов: изготовление самолётов Ил-76МД-90А, Ил78-М-90А, производство компонентов для МС-21, Ил-112В, Ил-114-300, модернизация Ан-124.

Арсений КОРОЛЕВ.

 

Комментарии: 3

  1. Аватар

    Алекс

    Все истиная правда. Горькая правда. Нет, не будет толком ничего на этом заводе. Первое — — у завода нет хозяина. Второе — — этой стране, этой продажной Власти самолёты не нужны. Третье — — назначенные Путиным всякие разные Советы директоров и объединение всех авиазаводов страны в одно бестолковое ОАК ( Объединённая Авиационная Корпорация ) это самая большая глупость, так как они не хозяева, а бездари-приспособленцы ничего не понимающие в авиастроении. Они просто тупо пилят не малые деньги выделяемые деньги из бюджета страны. И их за это не только не сажают, но ещё и по головке гладят. И четвёртое — — Даст Путин денег Авиастару на самолёты, то будут самолёты. Не даст, значит не будет самолётов. Что мы и видим. Даёт он пока что денег своим дружбанам из Совета Директоров под громким бездарным названием Корпорация ОАК. Вот такое бестолковое и бездарное управление.

  2. Аватар

    Гость

    Завод начало лихорадить ещё при Горбачёве, забил тревогу партком УАПК. Из-за сомнительного распределения квартир на созданном с нуля Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (ныне «Авиастар») весной 1986 года были отмечены «увольнения из-за чувства мести» — увольняющиеся попрекали руководство в том, что многие работники получили квартиры вне очереди под надуманным предлогом.

  3. Аватар

    Дед Щукарь

    Так и было,новое руководство привозило за собой прощелыг из Ташкента и с ДВ. Родственников и друзей которые тут же получали квартиры,садики и дачи,не ударив пальцем о палец. Зарплату им стали платить как ВКС -хотя там были очень посредственные ,если не сказать никакие специалистыНекоторые после получения благополучно увольнялись.Многие специалисты(действительно мастера с опытом)до этого около10 лет помотавшись по командировкам и видя такое бл..во.просто плюнули им в рыло и уволились.Так благополучно покатился завод в дыру и назад он не вылезет! Посмотрел на дне открытых дверей-это упадок полный Более менее как то территорию прибирают внутри завода

Комментирование завершено.

Справедливый телефон
Куда уходят миллионы? «Справедливый телефон» №267 от 19.09.2019
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное