Просмотры821Комментарии0

Вера Христова на земле Симбирской

28 июля православная церковь чтит память святого Владимира, Великого князя Киевского, который в 988 году принял христианство как официальную религию Киевской или Древней Руси — государства восточных славян, простиравшегося на востоке до Верхнего Поволжья.

 

В те времена в Среднем Поволжье, охватывая территорию Симбирского-Ульяновского края, существовало государство Волжская Булгария. В 922 году Булгария официально приняла ислам. В 985 году князь Владимир Киевский, ещё язычник, организовал успешный военный поход на Волжскую Булгарию, результатом которого стал мирный договор с булгарами на вечные времена: «пока камень не начнёт плавать, а хмель – тонуть». Уже на другой год булгары отправили посольство в Киев, предлагая Владимиру принять ислам.

По легенде, Владимир отклонил предложение, не устроенный антиалкогольными установками ислама: «Веселье руси есть пити» — будто произнёс он. Нет, князь вовсе не оправдывал тем самым народное пьянство. Просто важнейшей частью политической культуры, политической системы Киевской Руси были пиры князя со своей дружиной, которая, собственно, и называлась «русью». Отказаться от пиров значило накликать недовольство ближайшего окружения, сделать его источником заговоров. И именно это, а не любовь к спиртному определяли выбор князя Владимира.

Похоронили сидя

 Кстати говоря, именно в тесной взаимосвязи с исламской Волжской Булгарией находятся и первые очаги христианизации в Среднем Поволжье. В этом нет ничего странного. Булгары были веротерпимы. Значительная часть населения страны продолжала оставаться языческой. В то же время в крупных городах, важнейших торговых и ремесленных центрах, запросто селились купцы и мастера самых разных обычаев и вероисповеданий. Так, в городе Болгаре, столице Великой Булгарии, в середине XI века существовала христианская –армянская слобода, где армянские мастера построили каменную церковь — так называемую Греческую палату, первый каменный христианский храм в Среднем Поволжье.

В Волжской Булгарии проживали первые христианские святые в Среднем Поволжье — мученики святой Авраамий Болгарский, булгарский купец, принявший христианство, четвертованный в 1229 году, и Феодор Философ Болгарский, также купец, но родом из Иерусалима, задушенный в 1323 году. Считается, что во время раскопок в 2010 году в Болгаре было открыто захоронение этого святого мученика. Он был захоронен необычным образом – сидя, в руках у него был массивный бронзовый крест, точнее, посох, увенчанный этим крестом. Череп, когда истлела плоть, скатился в ноги костяка, от чего складывалось впечатление, будто голова умершего была отрублена при жизни.

В XV веке Волжскую Булгарию сменило исламское же Казанское ханство, покорённое московским царём Иваном Грозным в 1552 году. Важным русским форпостом на будущей территории Симбирского-Ульяновского края стал основанный в том же году город Алатырь, где к 1584 году был возведён Свято-Троицкий мужской монастырь. Но истинными хозяевами этих земель почти на столетие стали кочевники, грабившие и порабощавшие и православных русских, и татар-мусульман. Все, кто мог, бежали, и к моменту начала строительства Симбирско-Карсунской засечной черты на наших просторах почти не оставалось постоянно живущего оседлого населения.

Только под защитой оборонительной черты и военных гарнизонов больших и малых городов-крепостей сюда начали возвращаться люди. Прибывали, конечно, не те, кто жил здесь раньше, а новые жители из разных городов и весей Российского государства, посылаемые сюда по приказам правительства.

Мощи 72 святых

В Российском государстве православие было государственной религией. Переход в православие стимулировался, в том числе материально. В то же время «отречение» от православия считалось особо тяжким уголовным преступлением, преследуемым вплоть до жестоких смертных казней.

Строительство православных соборов, храмов и монастырей при закладке новых городов было обязательной процедурой. Благочестивый православный царь Алексей Михайлович жаловал в храмы вновь основанного в 1648 году Симбирска и окрестных слобод дорогие богослужебные книги и утварь. 2 марта 1648 года 19-летний государь и его 24-летняя супруга — царица Мария Ильинична пожаловали в Симбирскую соборную Свято-Троицкую церковь дорогой напрестольный крест, усыпанный жемчугом и драгоценными камнями, заключавший в себе частицы мощей 72 христианских святых.

Впрочем, сражаясь за чистоту православия, Российское государство само подвело под него «мину», инициировав в середине XVII века церковные реформы, результатом которых стал раскол русской церкви, поделивший её на сторонников реформ и старообрядцев. Одним из самых выдающихся деятелей, стоявших у истоков этого движения, был симбирский протопоп Никифор, служивший в Троицкой соборной церкви и благословлявший народ тем самым крестом Алексея Михайловича. Он был схвачен в 1666 году и сослан вместе с легендарным протопопом Аввакумом в заполярный Пустозерск, где скончался в 1668 году, избежав сожжения заживо, которому подверглись вожди старообрядчества в 1681 году.

Крест, подаренный «тишайшим» Алексеем Михайловичем, хранился в серебряном футляре-ковчеге. Осенью 1670 года симбиряне, осаждённые казаками Степана Разина, устроили крестный ход по стенам и были обстреляны осаждавшими. Пуля, выпущенная самим лихим атаманом, угодила в ковчег и оставила на нём внушительную «язвину». Жизнь продолжалась. В конце XVII века Симбирский-Ульяновский край обрёл свою главную христианскую святыню – Жадовскую икону Божией Матери, до сей поры оберегающую Симбирский-Ульяновский край.

Ермил ЗАДОРИН.

Справедливый телефон
Губернатор Ульяновской области «суёт нос в каждую дырку». Зачем ему это нужно? «Справедливый телефон» №293 от 22.06.2020
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное