Просмотры1747Комментарии3

Как «разводят» пенсионеров в Ульяновской области

«Уж сколько б ни твердили миру…».

Недавно нас с мужем разбудил звонок. На другом конце провода была  взволнованная  бабушка супруга:

-А Паша дома?

-Да.

-Точно дома? Он  в порядке?

-Все хорошо!

-А он… никого не убил? – всхлипнула бабушка.

Кое-как разобрались спросонья, что же произошло. Оказалось, ей позвонил неизвестный, представился сотрудником полиции, уверил, что ее внук сбил человека и теперь ему  грозит от пятнадцати лет колонии. Потому бабушка должна подсуетиться – заплатить мзду, чтобы помочь  избежать страшной участи или хотя бы смягчить приговор.  Хорошо, что она догадалась все-таки перезвонить внуку и удостовериться.

Впрочем, и это не помогло бабушке сохранить отложенные деньги. Не поверила в один «развод» — подловили в  другой раз.

В ее квартире потек бачок унитаза. Бабушка позвонила частникам. Не хотелось ей беспокоить родных по мелочам. Сама справится. Сантехники, найденные посредством газеты,  уверили ее, что нужно менять  унитаз, а заодно и трубу…  В общем, за  работу, которую даже не закончили (трубу так и не поменяли) насчитали 35 000, которые бабушка и отдала.  Кстати,   бачок «нового» унитаза снова потек, но тут она  попросила о помощи родных.

Знакомая история? Хорошо, если нет.

А мы, корреспонденты «Молодежной газеты» и портала, каждый день получаем сводки от МВД, через раз там встречаются грустные истории об очередной пожилой даме или господине, которые отдали  кровные злоумышленникам под тем или иным соусом.

Далеко ходить не нужно, из последнего: недавно три пенсионерки из Ульяновска  стали жертвами телефонных мошенников, представившихся сотрудниками банка. Звонившие сообщали, что с карт потерпевших неизвестные пытаются списать денежные средства. Пожилые дамы сами сообщали мошенникам все необходимые реквизиты, а спустя некоторое время с их  счетов списывались денежные средства. В общей сложности, телефонные мошенники украли у трех пенсионерок порядка 98 тысяч рублей.

Недавний случай, описанный в социальных сетях. Представители компании по замене пластиковых окон убедили 83-летнего дедушку автора поста, что окна следует заменить. Пожилой мужчина подписал документы о том, что работа была произведена. «У меня обманули деда. 83 года. Пришли, взяли деньги, посверлили и ушли, — пишет автор. —  Приехал эксперт из  компании, сказал что сделает все по ГОСТу. Дед вменяемый, но подпись поставил… так что денег не вернём!! P.S. У нас в конторе сидят грамотные юристы, так что смысла вам бодаться нет, улыбнулся и ушёл».

Что делать в таких случаях?

Кажется, способы «развода» описаны-переписаны много раз. Однако  пенсионеры продолжают обманываться.

Нужно объяснить пожилым родственникам, что не стоит безоговорочно верить человеку, даже если он представляется сотрудником солидных организаций (прокуратуры, поликлиники, министерства здравоохранения и т. п.). Представители госучреждений никогда не звонят, чтобы сообщить какие-либо новости (если, конечно, вы сами не оставите запрос и свой номер телефона для обратной связи).

Расскажите (возможно, и не раз придется)   своим пожилым родственникам о различных способах мошенничества, убедите в необходимости незамедлительно звонить вам во всех подозрительных случаях.

Да, это абсолютно очевидные вещи.  Однако пожилые люди часто становятся доверчивыми, как дети. Да и о таком факторе, как стресс, забывать не стоит.

Давайте же рассмотрим самые популярные способы обмана пожилых (и не только) граждан.

Предупредите родных!

1.           «С Вашей карты хотят украсть деньги! Сообщите пароль!».

Жителям Ульяновска регулярно звонят «сотрудники» службы безопасности банков, требуя сообщить номер карты и пароль. Они уверяют, например, что карту пытались взломать. Чтобы «сотрудники» могли помочь, им нужно сообщить пароль от карты, Как только мошенники узнают информацию, снимают деньги  со счета жертвы. Конечно,  доверчивые граждане сознают, что их обманули,  обращаются в органы, но найти злоумышленников не так просто.

2.           «Продадим что-либо с рассрочкой»

В дверь стучится персонаж якобы из жилищной инспекции и настоятельно просит пустить его в квартиру, чтобы проверить балкон или лоджию «на безопасность». Осмотрев окна, гость заявляет, что они де находятся в удручающем состоянии и требуют срочной замены.

После этого липовый сотрудник инспекции начинает пугать пенсионера высокими ценами на замену окон и тут же предлагает льготный вариант только для пожилых людей.

Для оформления необходимых бумажек мошенник предлагает подъехать к ним в офис, либо просит подписать пакет документов (с десяток листов мелким шрифтом) на месте. По обещаниям лже-сотрудника, бумаги представляют собой договор на рассрочку за новые окна. На деле оказывается, что пенсионер взял кредит на крупную сумму под большие проценты.

Нужно убедить пенсионера: подписывать какие-либо бумаги не стоит, если нет уверенности, что это не мошенничество. Если человек   навязывает оформление договора, лучше сразу сообщить ему, что такие решения в этом доме принимаются только при участии других членов семьи.

3.           «Соцзащита» против беззащитных

К пожилому человеку приходят мошенники, представившись работниками соцзащиты.  Злоумышленник сообщает, что сегодня и только сегодня Министерство здравоохранения совместно с департаментом социальной защиты   проводит акцию для пенсионеров и предлагает обзавестись чудо-аппаратом для лечения всех болезней почти даром — всего за 20 тысяч рублей. Обычная стоимость аппарата около 100 000 рублей.  Мошенники убеждают  пенсионера купить препарат, обещая  вернуть деньги, если аппарат не подойдет. Так пожилой человек   покупает устройство, красная которому – 500 рублей.

Нужно напомнить пенсионерам,  что соцзащита не станет ходить по домам, чтобы заниматься продажей каких-либо вещей: ни лекарств, ни лечебных аппаратов. Не поддаваться на уговоры, прекращать разговор сразу же, как только речь заходит о деньгах.

4.           «Вернем деньги за купленные лекарства!»

Пенсионеру звонят якобы из соцзащиты, Центробанка или прокуратуры и сообщают, что по новому закону всем пожилым людям, которые когда-либо покупали лекарства, полагается компенсация от государства, сумма  может варьироваться от 200 тысяч до миллиона рублей. Чтобы получить деньги, пенсионера просят оплатить госпошлину в размере примерно 10%. И тут же снабжают четкими инструкциями: идите к банкомату или в отделение банка и переводите на такой-то счет деньги. После перевода телефоны, с которых звонили мошенники, естественно, перестают отвечать. Чтобы пенсионер смог получить социальные выплаты, от него ПФ никогда не потребует переводить деньги на какой-либо счет. Не забывайте об этом.

Нужно сообщить звонящему, что все вопросы, связанные с финансами, решаются на семейном совете с детьми и положить трубку.

5.           Родственник попал в беду

Одна из самых старых мошеннических схем: пенсионеру звонит человек и представляется его сыном, внуком или другим родственником. Говорит, что попал в беду и просит выручить — отдать курьеру определенную сумму денег. Через некоторое время по адресу приезжает человек и забирает деньги. По рассказам потерпевших, суммы также сильно разнились и могли доходить до нескольких сотен тысяч рублей.

На резонный вопрос, почему потерпевший не мог узнать собственного внука по голосу, отвечаем: иногда связь может быть не очень хорошей — это делается специально.

Нужно объяснить пожилому человеку: если поступают звонки от «родственника» с просьбой дать денег, или,  например, «сын» и умоляет выручить его из беды, спешить не стоит. Нужно позвонить сыну и убедиться, что он в безопасности.

Конечно, это далеко не все схемы обмана беззащитных пожилых граждан. Увы, появляются все новые. Хотя и «классика жанра», как видим, имеет эффект.

Главное —  быть на связи.

Пусть наши бабушки, дедушки, одинокие пожилые соседи и знакомые не стесняются звонить вам в спорных ситуациях.

Виктория Румянцева

Справедливый телефон
Захочет ли губернатор Морозов запачкаться Единой Россией? «Справедливый телефон» №297 от 14.01.2021
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное