760

В Симбирске было всего три автомобиля

110 лет назад, весной 1909 года, симбирский губернатор Дмитрий Дубасов обратился в Симбирскую городскую думу с предложением разработать свои собственные ПДД, ибо общих правил дорожного движения в России ещё не существовало.

Первое ДТП в Симбирске

«Ввиду значительного увеличения в последнее время в городе Симбирске числа велосипедистов, а также распространения мотоциклов и автомобилей, — писал губернатор, — является необходимостью издание обязательного постановления Думы, коим ограждалась бы безопасность пешеходов и вообще был бы урегулирован этот вопрос».

Кстати, самое первое дорожное происшествие с участием автомобиля в Симбирске случилось 30 июля 1907 года. Симбирский купец, 56-летний Василий Нагашев ехал в коляске по Александровской площади, мимо арестантских рот (в районе современной улицы 12 сентября, невдалеке от СИЗО) в сторону Свияги. Тут купца и настиг рычащий «механический экипаж». Испуганная лошадь понесла. На ухабе Нагашева выбросило из коляски, и он сломал ногу. Хотя в городе было всего два автомобиля, виновника происшествия полиция не нашла…

К сентябрю 1909 года проект постановления был готов. 2 марта 1910 года симбирский губернатор Дмитрий Дубасов утвердил «Обязательное постановление о порядке езды по городу на велосипедах и автоматических экипажах» с дополнительными «Правилами о взимании в пользу города Симбирска сбора с велосипедов и автоматических экипажей». Симбиряне смогли учесть опыт соседей: свои постановления уже действовали в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре и Саратове. В итоге наши ПДД вышли, пожалуй, самыми прогрессивными в Среднем Поволжье.

Например, в Самаре, если лошадь проезжавшего извозчика «пугалась велосипеда, мотора или автомобиля», его владелец обязан был «быстро» остановить своё транспортное средство, выскочить наружу и заслонить авто собственным телом. В Нижнем Новгороде езда на механических экипажах запрещалась «при ожидаемом проезде особ Императорской фамилии». В Симбирске таких казусов не предусматривалось.

За руль с 17 лет

Скорость движения по городу ограничивалась «всего-то» 15 верстами в час (около 16 км/час) – в Самаре ограничение было в десять, в Нижнем Новгороде — в 12 верст в час. Такие «драконовские» ограничения скорости были, тем не менее, жизненно необходимы, поскольку старинные автомобили оснащались исключительно ненадёжными ручными тормозами.

Правом езды по Симбирску пользовались «лишь те лица, которые взяли в управе установленные для этого билеты и нумерные знаки». Чтобы получить билет, надо было доказать своё умение в вождении перед комиссией из двух полицейских чиновников под председательством члена городской управы.

Автоматический экипаж обязательно оснащался сигнальным рожком, исправным тормозом и «зажжённым фонарём» в ночное время. Садиться за руль симбирские жители имели право с семнадцати лет. Владельцы механических экипажей облагались ежегодным сбором в пользу города – по 1 руб. с велосипеда и по 1 руб. 50 коп. с каждой «силы» автомобиля.

Автомобиль для Столыпина

К середине 1910 года в губернском Симбирске насчитывалось три автомобиля, 157 велосипедов и одна мотоциклетка. Владели машинами сплошь фабриканты: сукнодел А.В. Арацков, купец 1-й гильдии, винокур А.А. Сачков и владелец чугунолитейного завода Н.В. Голубков. Осенью 1910 года Арацков и Сачков любезно предоставили свои авто для обеспечения визита прибывшего в Симбирск Председателя Совета министров П.А. Столыпина. А вот двухместное, с мотором «на четыре силы» авто 66-летнего Н.В. Голубкова уже тогда казалось «вчерашним днём».

Осенью 1913 года кронштадтский мещанин И.П. Котляров и крестьянин села Анненково Карсунского уезда И.И. Кабанов открыли в Симбирске гараж на два лёгких пассажирских автомобиля, назначенных развозить пассажиров по городу с «проездной платой по соглашению». Так в Симбирске появилось первое такси.

Наконец, в 1915 году город приобрёл грузовой автомобиль-цистерну для полива улиц и противопожарных мероприятий. Грузовик ломал и портил покрытие единственной асфальтированной улицы Гончарова (дело в том, что асфальт раньше не раскатывали, а выкладывали наподобие плитки), в связи с чем последовал полный запрет на автомобильное движение по главной городской магистрали. Вот, интересно, отменил ли кто-нибудь этот запрет официально? Или все до сих пор нарушают давнее постановление?..

Ермил ЗАДОРИН.

 

Вот это да!

Ещё на заре автомобильной эры в 1905 году авто выдавали рекордные 180 км/час, а 50-70 км/час стали уже заурядным показателем. Кстати, колесила Россия почти исключительно на иномарках. Предпочтение отдавалось французским фирмам, в том числе и существующим доныне «Рено» и «Пежо». Даже цены на машины считали во франках. Так, машина с двигателем в 10-12 лошадиных сил в среднем обходилась в 10000 франков, около 3000 рублей – удовольствие не дешёвое. Вслед за «французами» шли немецкие фирмы «Даймлер-Бенц», «Мерседес», «Опель» и итальянские «Фиат» и «Мангия».

«Необходимым условием для развития автомобилизма нужно считать наличность хороших шоссейных дорог. Это обстоятельство служит главнейшим препятствием для распространения автомобильного передвижения в России, и поэтому у нас механические экипажи встречаются исключительно в столицах и изредка в провинции», — писал Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в том же 1905 году.

Справедливый телефон
Ульяновские чиновники пиарятся на двойном убийстве в Ишеевке. «Справедливый телефон» №265 от 16.05.2019
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное