720

Как не стать изгоем в школе?

Нелюбимые уроки, домашние задания, строгие учителя – зачастую всё это огорчает детей, и они с трудом поднимаются с утра, чтобы сходить в школу. Но есть и другой фактор, который ещё больше отталкивает детей, – это издёвки одноклассников.

Наверное, каждый взрослый в своё время видел школьных изгоев. Одни начинали издеваться над ними, другие же пытались встать на защиту обсмеянного сверстника, но всё это не сравнить с тем чувством, когда изгоем становится собственный ребёнок. Как оказалось, причина того, что чадо стало одиночкой, заложена в семье.

На мой взгляд, это вопрос самооценки ребёнка, опыта родительской семьи. Это сложность в выражении злости и агрессии. Ребёнок может искать одобрения у сверстников, но дети чувствуют его неуверенность и неосознанно или осознанно давят на это. Получается сцепка «жертва-агрессор», — говорит ульяновский психолог Наталья Евдокимова.

И вот, попадая в новый коллектив, школьник не знает, как себя правильно подать, в результате чего может не понравиться ровесникам. Для того чтобы помочь ребёнку, нужно понимать, какие виды отвержения бывают, а также какие типажи чаще всего не нравятся обществу.

Прилипал не любят

В психологии существуют типажи детей, которых не любят. Одним из первых становится «любимчик». Как правило, это те дети, которым больше всего внимания уделяют учителя (или определённый педагог), их постоянно хвалят и ставят в пример. Ещё хуже дело обстоит, когда дети не понимают, за что именно любимчику так повезло, и не осознают его заслуги.

Второй типаж — так называемый «прилипала». У таких детей есть особенность: они виснут на людях, пытаясь обнять, подержать за руку, положить голову на плечо. И такой физический контакт устанавливается довольно часто. Далеко не всем ребятам это нравится, поэтому они стараются избегать таких одноклассников. К слову, такие действия «прилипал» объясняются тем, что они не чувствуют себя защищёнными и пытаются таким образом восполнить то, чего им не хватает.

Весьма скромные и неуверенные в себе дети могут прятаться за маской «шута». На уроках он может выкрикивать какие-то шутки, вытворять всё, что угодно. Всё это делается для того, чтобы насмешить класс. Над ним все смеются, но в игру его никто не позовёт, а если есть какие-то «косяки», то сваливают всё на этого шута.

«Непопулярному» типажу чуть проще. Над ним никто не смеётся, и бить исподтишка его тоже не будут, с ним просто не играют и не разговаривают. Но от этого не легче. В такую ситуацию попадают дети, которые часто болеют или только-только пришли в новый класс. Кроме тихонь в список детей, с которыми предпочитают не общаться, попадают и «агрессоры». Это те ребята, которые не умеют выражать свои эмоции, интересы. В споре они не смогут доказать свою точку зрения, поэтому начнут кричать, плакать, отнимать спорную вещь. Как правило, выход из этой ситуации – направлять его энергию в нужное русло (спортивные секции, соревнования, участие в театральных постановках и так далее). Ну и последний тип – «ябедник», ребёнок, который из-за каких-то причин постоянно жалуется на однокашников. Это может быть отчаяние (когда не знает, что делать с той или иной ситуацией), месть, стремление к лидерству (при этом ребёнок не умеет контактировать со сверстниками).

Понять и помочь

Но, к какому бы типажу ребёнок ни относился, зачастую ему сложно пережить это. Ведь в школе он проводит много времени, а из-за издёвок или игнорирования находится в постоянном стрессе.

— Родитель может заметить, что ребёнок стал замкнутым, не хочет рассказывать про дела в школе, одноклассников. Это может означать, что он переживает ситуацию внутри. Ребёнок подавлен, приходит из школы расстроенным. Хорошо, если он сам рассказывает о сложностях, — поясняет психолог.

Следует поговорить с отпрыском. Когда родитель выяснит причину, то действовать нужно сразу по двум фронтам: работа над отношениями в семье и попытка урегулировать конфликт в школе.

Важно понимать, что это вопрос всей семейной системы. Что это не с ребёнком что-то не так и он какой-то «неправильный». Как только семья начнёт принимать, давать поддержку и укреплять самоценность ребёнка, ситуацию в социуме будет трансформироваться, — комментирует специалист.

Важно научить ребёнка правильно действовать: не плакать, когда его «выводят на слёзы», а действовать нестандартно, чтобы обидчик не знал, как на это отреагировать. Кроме того, немаловажно водить ребёнка в какие-то другие социумы, где он может познакомиться с новыми людьми и понять, что не все люди плохие.

С проблемой также можно подойти к учителю, поднять тему на родительском собрании. Правда, здесь стоит обратить внимание на возраст. Старшеклассники, как правило, реагируют на это негативно. В этом вопросе важно дать понять, что вы находитесь на одной стороне со своим чадом. Если же ситуация вышла из-под контроля и не может помочь даже школьный психолог, то можно перевести ребёнка в новую школу, где он попытается построить новые взаимоотношения с детьми.

Вероника ВЕРШИНИНА.

 

Как дети могут отвергать сверстника?

  • Травля. Школьники постоянно обзывают, бьют и могут даже не давать прохода. Всё это делается с какой-то определённой целью.
  • Активное неприятие. В этом случае если «изгой» проявляет какую-то инициативу, то она подавляется. Ему дают понять, что она никому не интересна.
  • Пассивное неприятие. На ребёнка не давят, но в определённых ситуациях не желают с ним играть. Например, когда детей ставят в одну команду, то партнёр «изгоя» может заявить, что в паре с ним играть не будет.
  • Игнорирование. Никаких агрессивных действий в адрес человека не предпринимают, просто не замечают и не общаются.
Справедливый телефон
Новый сезон стартует в четверг, 19 сентября. Смотрите продолжение «Справедливого телефона»
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное