3081

Ульяновский психолог о ситуации в 29 школе: «Насилуют детей чаще знакомые, чем чужие»

Ситуация, сложившаяся в 29-ой школе, вызвала большой резонанс и горячие обсуждения. «Как обезопасить ребенка?» — основной вопрос. Об этом корреспондент  портала побеседовал с клиническим, социальным психологом, психологом-сексологом  Светланой Владимировной Губкиной.

-В произошедшем в 29 школе фигурирует школьный охранник — фигура довольно авторитетная, особенно для младших школьников, к тому же первоначально этот человек их охраняет и, по крайней мере формально, создает ощущение безопасности. У детей в таком случае может снижаться порог ощущения опасности. Почему ребенок, несмотря на запреты родителей, воспитание и контроль, все-таки забывает все наставления и нарушает эти правила, созданные для его безопасности? Исходя из опыта работы и участия в экспертизах по рассматриваемым темам, могу отметить следующие моменты. Выводы из данных последних исследований говорят о том, что ребенок, во-первых, может просто не понимать значимость происходящего и совсем не понимать, кто такой «опасный дядя». Как обычно ребенку преподносится информация о том, с кем нельзя куда-то ходить и в принципе контактировать?
-«Не ходи с незнакомыми дядями и тетями, которые будут тебя с собой звать и предлагать шоколадки/конфеты, поиграть».
-Да, четкие инструкции или  описание подозрительного человека со специфическим внешним видом (но по большому счету таких «подозрительных» личностей Вы мало встретите в реальной жизни). Только и здесь также есть довольно печальная статистика: большинство случаев насилия над детьми являются либо инцестами, либо их совершает близкий знакомый семьи: лучший друг родителей, сосед/соседка, даже школьные учителя. То есть малознакомые люди —   не главная проблема в данном вопросе. Кроме того, сюда же можно отнести противоречие между существующими наставлениями родителей: с одной стороны, мама и папа говорят о том, что нельзя никуда ходить с малознакомыми людьми, с другой — надо слушаться старших, нельзя им перечить, если взрослый сказал, надо это сделать и т.д. (такие наборы бывают разнообразными, здесь самые яркие и типичные примеры). В этом случае ребенок просто не знает, какому из наставлений следовать.
-Почему многие  дети молчат о том, что подверглись насилию или домогательствам?
-Распространенные причины:
-не поверят;
-это стыдно;
-меня засмеют, я не смогу ходить в школу;
-меня бросят мои друзья;
-я сама/сам виноват в том, что произошло;
-страшно, вдруг он найдет меня и что-нибудь со мной сделает;
-страшно, что родители   бросят после этого;
-подкуп ребенка в силу его психической незрелости и так далее.

К сожалению, случаи из категории  описанного выше встречаются в нашей жизни все чаще. И при этом исследования показывают, что только 1 из 5 детей признается в произошедшем.

-Как родителям понять, что ребенок подвергается насилию  со стороны взрослых?

-В каждом случае все индивидуально, есть некоторые общие признаки, говорящие о том, что с определенной вероятностью ребенок подвергся сексуальному использованию. При этом важно понимать, что эти признаки не являются исключительным следствием сексуального насилия, это скорее «тревожные сигналы» — проявления, которые в любом случае говорят о том, что с ребенком что-то происходит:
— ребенок стал избегать общения с каким-то определенным человеком, может убегать, когда его видит, меняется внешне, когда идет речь об этом человеке;
— поведение, не соответствующее возрасту: например, игры, не соответствующие возрасту;
-появление в словаре ребенка слов эротического спектра, которые не свойственны данному возрасту;
— так называемое регрессивное поведение — когда ребенок начинает себя вести так, как будто ему меньше лет, чем есть на самом деле, показывает поведение более младшего возраста;
— наличие кошмаров, плохой сон, нарушение сна и аппетита;
— импульсивность, вспышки гнева, сменяющиеся вялостью, безразличием, понижением тонуса;
— резкое изменение успеваемости в школе;
— резкие изменения в поведении без видимых причин;
— появление в поведении имитации поведения с сексуальным контекстом, например в игре с куклами, обезображивание кукол, игрушек;
— изменение восприятия своего тела: ребенок начинает считать себя грязным, испорченным, «каким-то не таким», элементы самоповреждающего поведения;
— появление у ребенка вещей и подарков невыясненного происхождения;
— появление головных болей, болей в животе, дискомфорт в зоне половых органов, нарушение анатомической целостности половых органов, других частей тела.

Повторюсь, что  данные признаки не говорят о стопроцентном акте насилия над ребенком, но в любом случае являются серьезными поведенческими симптомами и поводом для обращения внимания на ребенка и возможно посещения профильных специалистов — врачей, психотерапевтов, психологов, социальных педагогов, социальных работников.

Главное, что важно помнить родителям, —  никто, кроме них, лучше не сможет понять их ребенок, — говорит Светлана Владимировна. — В первую очередь сам ребенок будет доверять родителям и ждать от них защиты. Поэтому иногда достаточно обратить более пристальное внимание на поведение ребенка, при необходимости поговорить с ним, показать свою готовность его защитить и поддержать, чтобы он мог открыто сказать, что с ним произошло.

Виолетта Жирардон

Комментарии: 1

  1. Аватар

    Крон

    Платить надо достойно. За такие гроши нормальный мужик работать не пойдёт. Вот и берут уголовников.

Комментирование завершено.

Справедливый телефон
Коммунисты Ульяновской области отменяют День Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября. «Справедливый телефон» №269 от 05.11.2019
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное