Новость часа

  • Обратите внимание




Смотрите также

Как разбудили «сонный город»

Ох, непросто приживался технический и общественный прогресс в Симбирске.

«Главным караван-сараем на пути европейских идей в Азию» называли в середине XIX века соседку Симбирска – Казань. «Русским Чикаго» называли  другую нашу соседку – Самару. А вот «мужественный» Симбирск в то же самое время всё чаще величали «сонным городом», местом, на много десятилетий отставшим от общественного прогресса и старательно избегающим всяческих новшеств.

Как относились симбиряне к техническому и общественному прогрессу? По-разному. Но в этом своём отношении они были не уникальны, а следовали, так сказать, общероссийскому «тренду», с присущим ему консерватизмом, традиционным укладом и подозрительностью к действиям начальства – а ведь именно оно было основным «застрельщиком» и финансистом прогрессивных мероприятий.

Переломным моментом стало развитие пароходного сообщения на Волге, начавшееся после 1846 года. Ведь для обслуживания пароходов в пределах губернии сложилась мощная инфраструктура – в одном Криушинском затоне, ставшим крупнейшим промышленным предприятием в крае, работало до 1500 человек.

«Вместе с появлением пароходов ожил Симбирск, — писала газета в 1866 году. — Появились гостиницы с живой стерлядью, казанским пивом, арфистками и прочими угощениями. Нынче и в провинции арфистки и певицы сделались необходимостью любой мало-мальски приличной гостиницы». Девушек, называемых арфистками и певицами, при гостиницах содержали для другого – но для кого-то, видимо, это был несомненный признак прогресса!

Так что следующего технического новшества — железной дороги, о которой заговорили в 1860-е годы, — симбиряне ждали с энтузиазмом и надеждой. «Строители найдут в нашей губернии, — писали газеты, — обилие всякого рода строительного материала. В камне недостатка не будет. Леса тоже довольно. А какие огромные выгоды получит наша губерния при самом сооружении дороги! Лес, который помещики не знают куда девать, найдет сбыт. Крестьяне получат заработки. Каменщиков и плотников у нас огромное количество».

В 1879 году были открыты железнодорожное сообщение и мост через Волгу в уездном городе Сызрани. Губернский же город только в 1898 году был соединён с остальной страной собственной железнодорожной веткой. Но симбиряне ликовали. «Чует житель, что время застоя прошло// Есть у нас уж дорога железная!» — выразился в стихах литератор Петр Александров.

Конечно, не всем происходившее нравилось. Уверяют, что железная дорога должна была пройти через уездный город Карсун. Карсунские купцы, встревоженные наездом конкурентов, заплатили взятку инженерам, чтобы они перепланировали магистраль. Зато фабрикант Щербаков в селе Базарный Сызган того же уезда, «подмаслив» проектировщиков, добился «крюка» в двадцать вёрст, максимально подтянув железную дорогу к своим предприятиям. Дорога – двигатель прогресса!

Ермил ЗАДОРИН.

Источник:

Популярные материалы