Просмотры620Комментарии0

Рабочий коллектив: ожидания и реальность

Кому не доводилось испытывать дискомфорт на работе! Пожалуй, всем. Некоторым даже приходилось увольняться из-за этого. Мы расспросили ульяновцев, с какими трудностями в коллективе сталкивались они. Все истории мы публикуем с изменением имен. Кроме того, мы попросили психолога Евгения Старожука прокомментировать каждую из этих ситуаций и дать рекомендации, как вести себя в подобных случаях.
Анна:
– После окончания вуза пошла работать в школу. Почти сразу у меня начались проблемы. Ко мне очень сильно придиралась завуч. Доходило даже до того, что она брала номер телефона моей мамы, чтобы вызвать её ко мне на работу и поговорить о моей профпригодности! Я вытерпела всего два месяца, а потом ушла.
Комментарий психолога:
– Пример Анны поможет проанализировать, как минимум, четыре распространенные ошибки общения, которые будут повторяться и в следующих письмах. Первое. Защита своего человеческого достоинства и умение противостоять давлению. Оскорблениям нужно учиться противостоять – внешне и, в первую очередь, внутренне, чтобы они не выводили вас из строя. Скажу обыденную фразу: люди бывают разные, плохие и хорошие, нужно быть готовым к встрече и с теми, и с другими.
Андрей:
– Я устроился в торговую сеть и попал в хороший, но ленивый коллектив. Через несколько недель я начал заметно выделяться своим трудолюбием, пошел на повышение. Однажды к нам в магазин перевели новую сотрудницу. Она быстро пошла по карьерной лестнице, выбрав политику «подхалима». А со мной у нее не наладились отношения. Она начала жаловаться начальству на меня, у меня начались проблемы. Я уволился.
Комментарий психолога:
– У Андрея, как и у Анны, видим пример второй ошибки в коммуникации – неумение поменять свой привычный стиль поведения. Другими словами, подстроиться под нового партнера ради достижения собственных целей. Умение общаться подразумевает способность общаться с разными людьми и по-разному: строже, мягче, по-деловому, по-дружески, где-то показать себя умным, а где-то промолчать – вариантов много.
Мария:
– Когда я училась на последнем курсе, мне предложили устроиться на работу в школу. Коллеги сразу предупредили: нужно выполнять все просьбы директора. Я держалась этого правила, у нас сложились хорошие «рыночные» отношения. Она отпускала меня на учебу, а я должна была это отработать. К примеру, ночью приводила в порядок школьную документацию и так далее. Я уже окончила учебу, но директор все не унималась. Однажды я пришла на работу в праздничный день. На носу – глобальная проверка. Она просила напечатать документ. Я вспылила и сказала, что не обязана выполнять чужую работу. После небольшого спора я ушла. Мы не разговаривали целую неделю, но потом на одном из педагогических советов она объявила, что выпишет мне премию и благодарность. С тех пор больше никаких “лишних” дел мне не поручали.
Комментарий психолога:
– В истории Марии проанализируем третью ошибку в общении, которая, кстати, часто встречается в конфликтных ситуациях. Это то, что психологи называют «детской позицией». Мария ничего не сделала для решения сложной ситуации со своей стороны, а всего лишь выплеснула эмоции: обиду, раздражение, неудовольствие. Анна (в первой истории) тоже поступила, как «ребенок» – обиделась, отвернулась и ушла туда, где ее больше любят. Более эффективно в таких случаях – иметь взрослую позицию: решать вопрос вовремя, без эмоций, рационально искать причины и решения проблем, логично аргументировать свою точку зрения, слушать и понимать партнера.
Марина:
– У моей подруги Лены была такая ситуация. В середине прошлого года у них на работе намечался серьёзный проект. Недолго думая, всё «переложили» на молодую сотрудницу – мою подругу. Естественно, ни о какой помощи речь не шла. О самом проекте вспомнили только в конце года, когда подводили итоги. Выяснилось, что проект был выполнен частично. Выговор сделали руководству отдела. А руководитель отдела доложил, что за проект отвечала Елена и что она сама проявила инициативу. После разговора с начальством и разборок на повышенных тонах с начальницей Лене пришлось уволиться.
Комментарий психолога:
– На примере истории, рассказанной Мариной, разберем четвертую ошибку в коммуникации. Здесь речь идет об умении донести свою точку зрения, а конкретнее – отстоять уверенность в своём профессионализме. Это было описано и в других историях, героям которых было сложно сделать что-то подобное. Анне – доказать завучу, что она не зря получила диплом и имеет опыт работы, Андрею – показать вышестоящему руководству, что проблемы возникают не из-за него, а из-за «подстав» нового заместителя. В случае Марининой подруги – убедить дать помощников, если нет – отказаться от проекта и не ждать молча конца года, когда все раскроется.
В итоге во всех историях можно найти: неумение противостоять давлению, неумение доносить свою точку зрения, неумение подстроиться под сложного партнера и неконструктивная эмоциональная реакция на конфликт. Вывод очевиден: чтобы все закончилось иначе, в деловых ситуациях необходимо учиться навыкам делового общения.

Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное