Что делать со старыми иконами?
Испокон веков на Руси было принято украшать уголок дома святыми иконами. Но иконы и церковная утварь со временем теряют свой внешний вид. Что делать с такими иконами, выяснила «Молодёжка».
Ни в коем случае нельзя выбрасывать икону в мусорку, она не может быть сожжена. Если старинная икона сделана из металла или металлического оклада, то медные поверхности очищаются с помощью зубной пасты, если из золота или серебра, то с помощью водки, лимонный кислоты или уксуса. Если же вы боитесь очищать икону самостоятельно или она сделана из другого материала, то лучше всего обратиться к профессионалу.
— Люди приносят иконы не часто. Если из деревни, то обычно иконы все закопченные, загрязнённые, — говорит реставратор Вячеслав, который работает на территории храма Неопалимой Купины и почти 40 лет возвращает иконам надлежащий вид. — Годы иконоборчества наложили свой отпечаток, и чаще всего иконы в плохой сохранности. Люди прятали их на чердаках, в чуланах, где нет подходящих условий. Дерево ведь воспринимает влагу. Икона создавалась из разнородных материалов: дерево, грунт, паволока – ткань, наклеивающаяся на дерево, олифа, яичная темпера и так далее. Всё это по-разному реагирует на изменение влажности и температуры.
Рыбий клей и желток
Самая старинная икона, с которой реставратору доводилось работать, была написана в XVII веке. В основном приносят иконы конца XIX — начала XX веков. У специалиста свои способы определения возраста иконы.
— Мы определяем по доске, по кракелюру (трещинам красочного слоя или лака), по иконографии, по загрязнению и так далее. Есть много разных критериев, по которым определяется время. Какие-то иконы были датированы, какие-то определяются по стилю, иконографии. Есть такое понятие, как извод – это первоначальный подлинник образа. Иконописцы никогда не писали отсебятину, сюжеты были чётко определены. У меня есть ксерокопированный подлинник XVII века, я иногда заглядываю в него. Точный год написания иконы определить сложно, да и ни к чему. Есть ещё такое понятие, как история бытования. Если люди рассказывают, что икона досталась от бабушки или прабабушки, это помогает определить примерный возраст, — продолжает Вячеслав.
Реставратор использует в своей работе рыбий клей, яичный желток, льняную олифу, натуральные сухие пигменты для красок. На его взгляд, современные синтетические полимеры мало изучены, а вот материалы, из которых традиционно делались иконы, оправдали себя временем. Некоторым иконам по несколько сотен лет, и они дожили до нас.
Если вы отдали икону мастеру, то не нужно торопить его со сроками. Работа над иконой кропотливая, поэтому иногда требуется много времени на её реставрацию.
— Бывает, даже год или два, а бывает, можно успеть и за неделю. Всё зависит от состояния иконы, от породы дерева. Русские иконы в основном из липы, иногда из ольхи или сосны. У липы и ольхи однородная структура, а у сосны волокнистая. Иногда использовали ель. Греческие иконы бывают из кипариса. Он довольно стойкий, его не грызут жучки-точильщики из-за большого количества смолы. Иногда из кипариса попадают и русские иконы, обычно с юга.
Отнесите в церковь
Но далеко не каждый хочет отреставрировать икону. Например, если она не представляет никакой ценности, то лучше всего отнести такую икону в храм. Там священник подскажет, какой выбрать путь: может быть, церковь оставит икону у себя либо скажет, что нужно сделать дальше. Важно относиться к ней почтительно и не брать грех на душу.
— Мы относимся к любой святыне с благоговением, в том числе и к иконе. Поэтому принято ставить иконы в отдельное место, организовывается специальная полка — так называемый «красный угол». Верующий человек понимает эти вещи. Я думаю, что нужно быть честным перед самим собой. Если человеку иконы дома не нужны, то лучше принести их в церковь, и там уже ими распорядятся и найдут соответствующее место, — сказали в Управлении симбирской епархии.
Как понять, представляет икона историческую ценность или нет?
— Человек может пригласить священника домой или отнести икону в храм. Так он может узнать, представляет ли этот образ историческую ценность. Если подытожить, основные признаки ценной иконы: она написана на дереве, как правило, достаточно толстом, у неё есть серебряный или металлический оклад либо стеклянный киот. Бывает, что из-за небрежного отношения образ теряет свой вид. В Ульяновске есть мастер, который занимается реставрацией икон. К нему можно обратиться лично, он работает на территории храма Неопалимой Купины, — сообщили в епархии.
*Статья носит ознакомительный характер.
Сергей МАКСИМОВ.
Современная иконопись, начиная с того, как перестал существовать Советский Союз и храмы стали открываться, получила интенсивное развитие. Иконописцы не только пишут иконы, но и расписывают фресками храмы. Можно сказать несколько слов и о симбирском женском Спасском монастыре. Там открывается новый так называемый надвратный храм. Он полностью расписан иконописцами, там много образов потрясающей красоты. Храм этот освящён в честь новомучеников и исповедников земли симбирской. Для Ульяновска полностью расписанный храм — это большая редкость.