Просмотры1581Комментарии7

Непривлекательная зона, или особо экономическая авантюра

Вот уже восемь лет как в Ульяновске есть особая экономическая зона (ОЭЗ). За это время в неё вбухали миллионы из регионального бюджета. Но какой от неё толк — никто, по сути, не знает.  Что она дала нашему региону? А может, стоит признать проект неудачным? На эти вопросы попыталась ответить «Молодежка».

Через пять лет всё окупится!

Портовая особая экономическая зона “Ульяновск” была образована 30 декабря 2009 года. Территорию под нее — огромное поле — выделили возле международного аэропорта «Восточный» в Заволжье. Строй — не хочу!

Там ничего не было — и власти начали спешно возводить необходимую инфраструктуру. За счет областного бюджета, а значит за счет кошелька налогоплательщиков, построили дорогу, провели свет, воду. На это ушли десятки, а может быть и сотни миллионов рублей. Однако это тоже тайна. Деньги немалые, с учетом того что  область в ту пору «шатало» из стороны в сторону в экономике.

«Ничего! — говорили в облправительстве, — вот пройдет пять лет — и всё окупится! А к 2018 году в портовой особой экономической зоне будет не менее 19 резидентов (участников) с общим объемом инвестиций 6,9 млрд рублей».

Прошло восемь лет. А об особой экономической зоне ни слуху ни духу. Зато известно, что каждый год из областного бюджета туда вливают огромные деньги, а прибыли, говорят, словно кот наплакал. А по некоторой информации ее вообще нет.

Как Бермудский треугольник

Сегодня в ОЭЗ всего 11 резидентов (чуть больше 50% от планируемого), которые занимаются авиапромышленностью, машиностроением, логистикой. Им предоставили существенные налоговые льготы, оказали административную поддержку со стороны властей всех уровней. Земельные участки отдали в аренду по низкой ставке. Мало того, там свободная таможенная зона, что дает возможность ввоза на территорию иностранных товаров без уплаты пошлин и НДС. В общем, создали все райские условия занимайся бизнесом по самое не хочу. А что от этого ульяновцам?

Да и секретная какая-то зона получилась. Информации о финансовых затратах из облбюджета нет. По крайней мере, на сайте ОЭЗ никаких цифр. Смешно, но мы больше знаем о зонах областного УФСИН, чем об одной особенной. Да и она словно Бермудский треугольник, где пропадают миллионы. А что в итоге?

Стройка, конечно, там идет, и даже какие-то объекты построены. Но по истечении восьми лет складывается такое впечатление, что ОЭЗ — это просто территория, куда приходят какие-то компании и получают налоговые послабления и льготы. Толку от нее для Ульяновской области, как ослику ИА от унитазного круга. Вроде за хомут сойдет, а вроде и нет.

Удивляет и то, что за восемь лет, по некоторым данным, создано примерно две тысячи рабочих мест. Но это как среднее промышленное предприятие. А власти обещали десятки тысяч вакансий плюс высокую зарплату. На деле же выходит дешевая ульяновская рабочая сила. А власти народ, похоже в очередной раз обманули.

Находящийся под боком международный аэропорт «Восточный», как «ангар из социализма», требует капитального ремонта. До него проблематично добираться: не ходит ни один общественный транспорт. Да и пропускная способность аэропорта желает лучшего.

Какой от неё толк?

Увы, но ульяновская особая экономическая зона так и не стала, по мнению нашей редакции, инструментом для развития региона. Очередная показуха? Выходит, что она непривлекательна для инвесторов?

Понятия не имею, для чего нам нужна ОЭЗ. Какой от неё толк? — говорит депутат ЗСО Айрат Гибатдинов. —  Недавно узнал, что под нового резидента власти якобы выделяют 80 млн руб. Все знают, что это будет предприятие по соцпитанию и в нем очень заинтересован один из местных парламентариев. Я задал этот вопрос на заседании ЗСО. Мне сказали, что это не так, что есть какие-то обязательства у облправительства. Но мы же видим, что денег туда уходит море, а толку? Как, впрочем, никакого толка не вижу и от Корпорации развития Ульяновской области.

С точки зрения здравого смысла эти зоны освобождают от налогов предпринимателей и тем самым привлекают инвесторов, — считает депутат Госдумы РФ Алексей Куринный. — Такие экономические зоны есть и в других регионах. Вопрос в другом. Зона сильно бьет по областному бюджету. Меньше поступает финансовых средств в казну и, соответственно, больше уходит денег на инфраструктуру ОЭЗ. А когда будет отдача — неизвестно. Получается, что если бы из бюджета не поступали средства на инфраструктуру и власти ничего бы там не делали, то и не было бы предприятий на зоне. Пока же мы видим, что идет вложение в индивидуальных предпринимателей.

Строительство инфраструктуры начиналось вместе с созданием самой зоны: под неё выделили пустырь, на котором даже офис построить было нельзя. Нужно было подождать 2–3 года, пока власти не подвели электричество и дорогу, — сказал один из представителей компании-резидента.— Поэтому были трудности…

 

2018 год — решающий?

Напрашивается вопрос: «Не получится ли так, что бизнесмены обогатятся за наш счет, а после кинут нас, оставив с носом?». Ищи потом ветра в поле.

Впрочем, нынешнему областному правительству во главе со Смекалиным (а он является председателем Совета директоров ОЭЗ) на это, по-видимому, глубоко наплевать. Построят ли эту зону когда-нибудь или нет — этого никто не знает. Да и разгребать экономическое «чудо» потом придется другим.

Понятно, что ждали большего от зоны, но пока отдача  не в таких больших объемах, как хотелось и планировалось, — сказал гендиректор областного Центра стратегических исследований Олег Асмус. — Зная наше законодательство, скажу, что зона тяжело стартовала. Но такая ситуация не только у нас. По моему убеждению, 2018-й год будет решающим для нашей особой портовой экономической зоны. Планируется открыть там новые предприятия.

Кстати, экономисты утверждают, что каждая ОЭЗ — это абсолютно венчурный, то есть рискованный, проект. Складывается такое впечатление, что наш регион намеренно втянули в какую-то особую экономическую авантюру. И руководство области особо не задумываясь нырнуло в нее с головой.

Арсений КОРОЛЕВ.

 

КСТАТИ

В России существуют 26 особых экономических зон, из них десять — промышленно-производственного типа, шесть — технико-внедренческого, девять— туристско-рекреационного и одна — портового. Относительно эффективными признаны ОЭЗ в Татарстане, Липецкой и Самарской областях и Санкт-Петербурге, так как объем резидентских инвестиций превысил бюджетные вложения. Увы, мы в их число не входим…

Тэги:
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное