Новость часа

  • Обратите внимание

Смотрите также

Яблочный Спас отмечают в Ульяновске

Сегодня, 19 августа, отмечается Яблочный Спас, а также с 14 августа продолжается Успенский пост.

Спас – это сокращенная форма слова Спаситель. Под словом Спас подразумевается Иисус Христос. Сегодня празднуется второй Спас (первый — Медовый — прошёл 14 августа)  установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36.

Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “…да егда Тя узрят распинаема”».

Чин освящения плодов на Преображение Господне

В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.
На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому в Русской Православной Церкви появился особый чин освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.

После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш». После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой.

В ульяновских храмах сегодня пройдут праздничные службы. Кроме того, праздник «Яблочной спас» состоится  в 12:00 в сквере 100-летия УПЗ.

В рамках праздника будет проведена благотворительная акция «Мы добротой своей сильны» по сбору излишков яблок и других фруктов для их передачи, после освящения, в детские дома и социально-реабилитационные Заволжского района.

Принять участие в акции могут все желающие.

Успенский пост

Слово настоятеля храма Благовещения Пресвятой Богородицы Ульяновска протоиерея Дмитрия Фомина в Успенский пост.

14 августа православные христиане вступили в Успенский пост. Этот пост посвящен Пресвятой Богородице, Которая является Матерью всех христиан. Если мы спросим у большинства людей, какое место в их жизни занимает мать, то многие ответят, что самое главное место. Мама подарила нам жизнь, с заботой и любовью взращивала нас, отдавая нам все силы. Вполне естественно что любовью к матери преисполнено сердце каждого человека. Эта любовь присуща даже тем, кто никогда не знал или долгое время не видел свою маму. Мы знаем это на примере сирот. Они обычно питают любовь к своей матери, даже если та поступила с ними бесчестно.

Церковь особо чтит Небесную Матерь. Существует огромное количество молитв, огромное количество икон, посвященных Пресвятой Богородице, через которые на наш мир изливаются чудеса и благословения. В самые трудные моменты своей жизни мы чаще всего припадаем к этим образам, просим молитв и заступничества Матери Божией. В этом святом человеке мы ищем утешения, ищем понимания, ищем материнской всепрощающей любви.

Начавшийся пост призван подготовить нас к празднику Успения Божией Матери. Информации о событии, которое легло в основу этого праздника, нет в Священном Писании, но она содержится в апокрифической литературе. Из Предания мы знаем, что в последние часы земной жизни Пресвятой Богородицы Господь собрал вокруг Нее всех апостолов. Они должны были проводить Ее в последний путь и с почестями погрести Ее пречистое тело. Когда ученики несли одр с телом Пресвятой Богородицы, иудейский священник Аффония попытался помешать шествию и опрокинуть одр. Но едва Аффоний коснулся одра, у него отсеклись руки. Он покаялся, исповедал величие Матери Божией и тут же, у одра Богородицы, произошло исцеление этого человека.

По промыслу Божьему в погребальном процессе не участвовал апостол Фома. Когда ему стало известно о кончине Царицы Небесной, он очень опечалился и посетовал на свое отсутствие. Ради утешения Фомы апостолы решили открыть пещеру, где погребли Богородицу, чтобы Фома мог поклониться Ее святому телу. Но открыв гроб, ученики обнаружили там одни лишь погребальные пелена. Они поняли, что произошло еще одно чудо, что Матерь Божия была восхищена на небо, что нигде на Земле нет Ее тела.

Пост, предваряющий праздник Успения, является непродолжительным, но строгим. В этот пост церковный устав предписывает нам воздержаться не только от мяса и молочных продуктов, но и от рыбы. Однако важно понимать, что смысл поста не заключается в одном лишь продуктовом воздержании. Пост – это то самое время, когда мы должны попытаться восстановить свою природу в ее богоподобии, в ее христианском достоинстве. Именно в пост мы призваны особенно усердно потрудиться, подвязаться на ниве Христовой для того чтобы стяжать Царство Небесное.

Популярные материалы