«Я знаю жизнь педагога изнутри»
Виновата ли школа в подростковой преступности? Как привлечь на работу в школу педагогов-мужчин и стоит ли изучать школьникам Толстого и Достоевского, – на эти и другие вопросы «Молодежке» ответил новый региональный министр образования и науки – 44-летний Раис Загидуллин.
– Раис Рамазанович, для вас стало неожиданным предложение губернатора занять пост министра образования?
– Для меня это стало в большей степени неожиданностью. Новость о том, что меня рекомендовали на пост министра, узнал, когда был на учебной сессии в Москве (в сентябре 2016 года поступил на обучение в магистратуру «Управление образованием» по специальности «Государственное и муниципальное управление» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» – Прим. ред.). В тот момент я действительно испытал большую гамму смешанных чувств. Осознаю, что это серьезное доверие и ответственность. На пост согласился, так как считаю, что успел накопить достаточное количество знаний и у меня есть понимание жизни педагога изнутри.
– Сейчас много говорят о подростковой преступности. Как вы думаете, есть ли здесь вина или упущение школы?
– Последние случаи, произошедшие в Ульяновской области с совершеннолетними, дают нам очередной повод задуматься над проблемой профилактики правонарушений, преступлений, защиты детей от преступных посягательств на жизнь и здоровье, а также взаимопонимания и благополучия в семье.
Значительную часть времени ребёнок проводит в школе, и главная задача руководителя каждой образовательной организации – создать в школе такой уклад, чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. И только потом – организация учебной и внеклассной воспитательной работы, разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, организация профилактики негативных проявлений среди несовершеннолетних.
– Подростковый суицид. Что это: равнодушие родителей или школы?
– Предотвращение подобных ужасных случаев – это общая задача, к решению которой должно быть подключено всё общество в целом. Одна из важных задач образовательной организации состоит в том, чтобы способствовать взаимопониманию детей и родителей, формированию у дошкольников и школьников образа семьи на основе традиционных семейных ценностей, таких как любовь, верность, честь, забота о старших и младших, преемственность поколений.
В то же время родители не должны забывать о своей мере ответственности и уделять максимум внимания своим детям. Да, сейчас это сделать зачастую непросто, но очень важно вовремя прислушаться к тому, о чем говорит ваш ребенок, присмотреться к тому, с кем он общается, где проводит свое время. Если он замкнулся в себе, то нужно аккуратно узнать, в чем проблема, и постараться помочь ему. Ребенок должен знать, что он не один, что есть люди, которые будут рядом и протянут ему руку помощи. Если ребенок увлечен чем-то полезным и интересным, то вряд ли у него появятся мысли о том, чтобы заняться чем-то плохим. Поэтому надо активно привлекать ребят к работе в кружках, секциях или в других общественных объединениях – у современного подростка этих возможностей достаточно.
– В школах не хватает педагогов-мужчин. Есть ли способы привлечь их туда?
– Для привлечения молодых специалистов в образовательные организации региона правительством и министерством образования и науки Ульяновской области разрабатываются и внедряются разные механизмы поддержки.
Если брать уровень зарплаты молодых педагогов школ, то на него влияет, прежде всего, объём педагогической нагрузки, квалификация учителя, качество, результативность и эффективность его деятельности. В регионе не первый год подряд работает целая система по поддержке молодых педагогов. На региональном уровне выплачиваются единовременное денежное пособие в размере 10 тысяч рублей и ежемесячное денежное пособие в размере 1 тысячи рублей. Молодым специалистам, проживающим в сельской местности, дополнительно предоставляется единовременная денежная выплата за каждый год работы в течение трех лет. Так, за первый год работы – 20 тысяч рублей, второй – 40 тысяч рублей и за третий – 60 тысяч рублей. Кроме того, выплачивается ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату занимаемых жилых помещений, расходов на отопление и освещение. Дополнительно в каждом муниципальном образовании действуют меры социальной поддержки молодых специалистов. Также сегодня имеется возможность воспользоваться новой ипотечной программой «Губернаторская ипотека», которая направлена на помощь в приобретении жилья работникам бюджетной сферы и приоритетных отраслей промышленности.
– Как вы относитесь к ЕГЭ? Может, вернуться к обычным экзаменам?
– Есть свои плюсы и минусы. Основным положительным моментом здесь является то, что любой школьник, приложив достаточно стараний в школе, может поступить в хороший российский вуз, и не важно, где он проживает – в районе или в городе. Я могу сказать, что ЕГЭ показал себя эффективным инструментом внешнего и объективного оценивания качества знаний школьников. Да, он имеет свою специфику. Рад, что вводятся и изменения в рамках его проведения. Например, уменьшается количество заданий с простым выбором ответа, введена обязательная сдача сочинения. Это говорит о том, что работа в этом направлении не стоит на месте, а продолжается в соответствии с требованиями времени.
– Гаджеты учащихся очень мешают учителям. Как с этим бороться?
– Польза и вред любых технологий зависят от их правильного применения. Думаю, что задача родителей и учителей — научить детей использовать технологии на пользу себе, а не во вред. Это значит, что нужно не бороться с информационно-коммуникационными технологиями, а обучать детей компьютерной грамотности – объяснять им, как использовать эти самые гаджеты в учёбе и для саморазвития.
– На ваш взгляд, может, действительно рано учащимся в школах изучать Достоевского, Толстого? Некоторым взрослым понять их произведения непросто.
– Программа по литературе утверждена на всех уровнях. Это решение традиционное, согласованное с компетентными специалистами – филологами. Часто бывает, что только в школе старшеклассники открывают для себя литературную классику, соприкасаются с великой русской культурой, а во взрослой жизни, к сожалению, далеко не всем уже это удается. Между тем проблемы в произведениях Достоевского, Толстого и других замечательных представителей отечественной литературы, актуальны во все времена, а потому лишать учеников возможности познакомиться с ними было бы неправильно. Неслучайно и министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева отметила, что через русский язык и литературу можно достучаться до каждого человека и вернуть в нашу с вами жизнь общественное сознание того, что было невольно отодвинуто с первых позиций, поскольку русская литература дает уроки нравственности. Так что изучение в рамках школьной программы указанных авторов – это правильное решение.