Как в селе исчезли 8 миллионов
Жизнь и быт в глубинке протекают по издавна известному народному принципу: «До Бога высоко, до царя далеко». Потому любая несправедливость здесь приобретает вселенские масштабы. При этом – правда у каждого своя. Так, в селе Дмитриево-Помряскино Стармайнского района разразился скандал вокруг Дома культуры. В эпицентр событий был заброшен и наш корреспондент.
Эхо совдепии
Все мы хорошо помним любовь к грандиозным стройкам советских времен. Тогда неважно было, где строить, как и зачем. Стояла задача под грифом: «Надо!» Так на излете перестройки в селе Дмитриево-Помряскино появился «Корабль» – Дом культуры, возведенный по спецпроекту, причем далеко не сельского типа, а самого что ни на есть столичного.
Казалось, живи да радуйся, сельчанин! Да только наступили переломные 90-е, когда есть-то было нечего, не до культуры. Со временем развалился последний оплот советской истории – совхоз, на балансе которого числилось здание, и, уходя в небытие, забрал он с собой и котельную, что отапливала и ДК в том числе. А в 2002-м здание еще и обесточили.
Простояв без тепла не одну зиму, ДК преобразился до неузнаваемости: крыша прохудилась, и в итоге все осадки скапливались внутри, образуя наледь не хуже, чем в морозильнике. Потом все это таяло, текло и приводило в негодность все остальное содержание.
Вот в таком состоянии данное грандиозное сооружение попало на баланс нынешнего Дмитриево-Помряскино.
Чемодан без ручки
В 2011 году сельское поселение возглавил Юрий Иванович Мощенко. Первый вопрос, который встал перед ним: что делать с ДК? Здание стоит, толку от него нет, а денежки в качестве налогов – «ням-ням» из и без того небольшого сельского бюджета. Тогда действовала федеральная программа по восстановлению культурных объектов на территории сел. Однако скромные подсчеты ремонта «зашевелили волосы» на голове не только главы. Без изысков и излишеств помряскинский Дом культуры требовал вложений почти в 50 млн рублей. Сумма неподъемная и бессмысленная, особенно если принимать во внимание тот факт, что строительство нового здания может обойтись в несколько раз дешевле.
Только закон – есть закон, а он демонтировать такие объекты в те годы не позволял. В итоге с горем пополам изыскали немногим более 600 тысяч рублей и приступили к восстановлению кровли. Только взялись, тут финансы и кончились. Так и осталось здание “болтаться” на балансе поселковой администрации, как чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко.
Правда, проведенные работы все же позволили разместить парочку магазинов с торца первого этажа здания.
Отдать нельзя продать
Пока в одной части здания шла торговля, другую присмотрели как свое убежище сельские маргиналы, что “окультуривались” распитием спиртных напитков прямо в центре цитадели культуры, а иные вообще не прочь были поживиться халявным кирпичом.
– Я сам несколько раз ловил воров, – рассказывает местный общественник Виктор Егоров. – Заявления писал в полицию, да толку… Ведь собственник здания – администрация – претензий никаких не высказывала, а народ право заявлять не имеет, оказывается. Чтобы прекратить все эти безобразия, я даже хотел взять под свою опеку это помещение и заниматься там с детьми. Даже восстановить часть здания готов был своими руками, что, к слову, и делал. Только местный глава выгнал нас оттуда.
Однако у главы поселковой администраций на этот счет иное мнение:
– Я не выгонял, а предложил оформить все юридически, – рассказывает Юрий Мощенко. – Ведь Егоров там с детьми хотел заниматься. А если что случится? Я под монастырь идти не подписываюсь. Да только он отказался. На нет и суда нет.
Пока суд да дело, на федеральном уровне разрешили законно сносить подобные строения, но при условии возведения взамен новых. Так что главой было принято решение выставить Дом культуры на торги не далее, как в прошлом 2015 году.
Где же деньги, председатель?
Как водится, перед торгами произвели полную оценку сооружения. Оценка дала рыночную стоимость в 9 млн рублей.
Почти год провисело невостребованное предложение на торгах. Предприниматели приезжали, смотрели и уезжали.
– Так было, пока один добрый человек не посоветовал мне удостовериться в пригодности здания к эксплуатации. Назначили экспертизу и выяснилось, что ДК как сооружение эксплуатировать не представляется возможным, и его красная цена – под разбор на стройматериалы – 5 млн рублей. А если пустить, грубо говоря, просто на мусор, демонтировав, – 4 млн рублей, – говорит Юрий Мощенко.
По словам главы, он посоветовался с общественностью, которая поддержала его инициативу от строения избавиться, а вырученные деньги пустить на новый проект и возведение действующего Дома культуры миллионов эдак за 12.
В результате ДК был выставлен на аукцион за 700 с лишним тысяч рублей.
Заговор или наговор?
И вот тут-то зданием заинтересовалась районная прокуратура.
– Мне стало любопытно: а куда делись за год почти 8 млн рублей с оценки здания. Как так резко упала его стоимость? Когда начали разбираться в документах, возникло много вопросов и к самой оценке, и к экспертизе. Непонятно, как это все происходило, почему экспертиза ограничилась минимальным набором подручных инструментов и фактически визуальным осмотром. Непонятно и то, почему нигде не указано, что три года назад производился ремонт кровли. В общем, достоверность заключений вызывает сомнения, – говорит Николай Грудкин, прокурор Старомайнского района.
Виктор Егоров, тот самый общественник, утверждает, в свою очередь, что разбор здания начался задолго до торгов.
– Мне довелось общаться с тем, кто ДК выкупил. Он мне сказал, что уверен в победе на торгах, потому и разбирает уже. Говорит, в 100 тысяч уложусь, даже “откат” администрации делать не буду. Вот как бессовестно! – возмущается Виктор Сергеевич.
Однако Андрей Антонов, который оба раза оценивал здание, имеет свое видение происходящего.
– Я оцениваю согласно представленным документам. Конечно, был немного удивлен разницей, только это – не мое дело. На объект я выезжал и, с человеческой точки зрения, считаю: по-хорошему, от здания надо избавляться – это рассадник всевозможной заразы, там же и “фанфурики”, и шприцы. А если рухнет и кого-нибудь зашибет?! Трагедия в любой момент может произойти. Туда же и дети бегают, – делится своими мыслями оценщик.
Его мнение поддерживает и население, однако с поправкой: мол, если это здание снесут, то другое пусть обязательно построят – только на таких условиях.
Никакого «мошенства»! – Математика!
Все, конечно, замечательно. Только вопрос: а где же деньги? – остается для многих участников событий загадкой.
– Особенно интересен на него ответ в свете того, что бюджеты сельских поселений и так невелики, а здесь усматривается потеря и недоимка в казну в миллионах, – говорит Николай Грудкин.
Зажатый со всех сторон, глава района решился и выложил, что называется, все карты на стол:
– И не загадка все это вовсе, а простая арифметика. Вот смотрите: здание признано не годным к эксплуатации. Его стоимость при разборе на стройматериалы составляет 5 млн рублей. При этом стоимость самого демонтажа – 4 миллиона. Выходит, чистыми за стройматериалы с этого здания сельская казна может получить около 1 миллиона. Разобрать его как строительный мусор, потратив опять же 4 миллиона? А смысл? Тогда мы вообще ничего не выигрываем. И тут я решил немного схитрить. Из 5 млн вычел 4 и получил чистую стоимость около 1 млн. При этом демонтирует здание тот, кто его купил (аукцион уже состоялся в этот вторник). Признаюсь, схитрил. А что делать? У меня в бюджете нет лишних 4 млн на демонтаж. Вот и пришлось. Только ведь никому от этого хуже не стало. Полученными деньгами мы рассчитались за предыдущие экспертизы, а остальные деньги направили на подготовку проектной документации по новому Дому культуры.
Глава надеется, что селу Дмитриево-Памряскино удастся войти в федеральную программу, предусматривающую возведение такого рода объектов. Значит, скоро в селе культура возродится.
А кто прав, кто виноват – будет теперь разбираться закон и время. Они-то и покажут лицо истины.
Ольга Филиппова.