Просмотры490Комментарии2

В сочинском СИЗО 8 месяцев держат слепого подростка

Марка Яворского обвиняют в групповом убийстве двоих взрослых мужчин.

Ровно три года назад в Новороссийске проходили краевые соревнования по полиатлону. В велосипедной гонке тогда еще 14-летний Марк Яворский шел вторым. Впереди единственный соперник – юный спортсмен-инвалид без руки. Неожиданно парень не вписывается в поворот и падает. Казалось бы, вот она победа. Но Марк неожиданно для всех останавливается, помогает подняться мальчишке и продолжить гонку. В итоге становится на вторую ступень пьедестала.

– Это твое самое золотое «серебро»! – жмут руку спортсмену заслуженные тренеры, а он, отмахиваясь, смеется, мол, все по-честному.

Эти соревнования станут одними из последних в едва начавшейся карьере юного чемпиона. Спустя полгода Марку поставят диагноз-приговор медики и вручат справку об инвалидности. По зрению.

Проснулся в темноте

Все случилось 22 февраля 2013 года. Девятиклассник проснулся утром и понял, что не видит на один глаз.
– Не выдумывай, дуй в школу, – отмахнулась мама, решив, что сынок решил просто отлежаться дома и пропустить уроки.

А когда после уроков Оксана Яворская привела сына к врачу, тот, не раздумывая, написал направление на срочную госпитализацию. Оказалось, на самом деле, мальчик практически ослеп на один глаз. Однако в стационаре Марику лучше не стало, более того, спустя две недели случилось страшное: зрение пропало и во втором глазу. С диагнозом «частичная атрофия зрительных нервов с выпадением центральных полей зрения» школьника госпитализировали в краевую больницу.

– Из-за чего это произошло, так до сих пор и неизвестно, – вздыхает мама Марка. – Этимологию врачи так и не установили. Ясно одно, мой сын буквально за несколько дней практически полностью ослеп и превратился в инвалида. Он видит лишь размытые очертания предметов и то, только боковым зрением. Мы долго лечились в Краснодаре, ездили в Москву, консультировались с различными специалистами, и все нам сказали, что эта болезнь неизлечима. Нервы настолько атрофированы, что даже хирургическое вмешательство не поможет. Остается лишь поддерживать те 0,05% зрения, что остались.

О спорте пришлось сразу забыть, так же, как и давней мечте мальчика стать юристом. Марка перевели на домашнее обучение. Он более-менее нормально сдал экзамены и поступил в сочинский колледж на соцработника.

– У Марика был жуткий стресс, он замкнулся в себе, впал в депрессию, – со слезами на глазах рассказывает Оксана Яворская. – Представьте только, он ведь в одночасье потерял все, что у него было, рухнули все его мечты и надежды на будущее. Еще и друзья отвернулись, практически никому он стал не нужен. Для него, весельчака, лидера и души компании, это было настоящим ударом.

1001416

Иногда “серебро” дороже “золота”

Вместо тренировок парень поселился в соцсетях, где общался с девчонками и делился с ними стихами собственного сочинения. А когда у Марка появилась девушка, родители вздохнули: ну, хоть будет ему с кем из дома выйти.

– Мы встречались 9 месяцев, вместе ходили гулять, я его практически везде сопровождала, он ведь толком не видит ничего, только визуальные очертания предметов, поэтому я была для него как бы поводырем, – рассказывает девушка Марка Яна.

Пьянки с бомжами и любовь в катакомбах

Казалось бы, жизнь наладилась, стрессы и переживания позади. Однако и эта вполне размеренная и спокойная действительность рухнула в одночасье.

– Яна приходила к нам домой практически каждый день, они запирались у сына в комнату, слушали музыку, но я им сразу сказала: никакого интима, не на моих глазах.

Как говорится, было бы желание, а место найдется. Есть в этом какая-то подростковая романтика – целоваться в заброшенных подвалах, подворотнях и разрушенных, пропахших зловониями, зданиях старых заводов или общаг. Вот и наши подростки сразу же нашли себе местечко для утех – заброшенный корпус санатория «Москва». Антураж в виде обитающих здесь бомжей и гастарбайтеров парочку вовсе не смущал. Наоборот, они даже подружились. Бродяги, как водится, жаловались на судьбу, голод, холод и шаткое здоровье. А сострадательный мальчишка, словно стыдясь за свой сытый желудок, стеснялся приходить к новым знакомым с пустыми руками. Марик таскал из дома колбасу и отдавал бродягам все свои карманные деньги. За что и стал настоящим местным героем и меценатом в глазах кучки бомжей.

В тот морозный вечер 18 января влюбленные опять пришли в свое гнездышко и попали на местную вечеринку. Четверо бродяг уже третью неделю отмечали Новый год. Марик и Яна присоединились к пьянствующей компании. А когда закуска закончилась, девушку послали в магазин за сухариками. Вернувшись, она обнаружила в своем кошельке, который оставила на подоконнике, пропажу 70 рублей.

Вора определили сразу.

– Это он, он и раньше у нас «крысил», – бомжи в один голос указали на своего 43-летнего приятеля.
По данным следствия, Марик набросился на мужчину, и между ними завязалась драка. В итоге на помощь парню пришли остальные присутствующие. Жестоко избив мужчину, они бросили его на полу и продолжили застолье. Через некоторое время подросток о чем-то поспорил с другим собутыльником. И тоже набросился на него, 28-летнего и здорового. К Марку присоединились двое других и также забили мужчину до смерти.
– Тела 28 и 43-летнего мужчин с черепно-мозговыми травмами обнаружили на территории заброшенного корпуса санатория «Москва». При этом были получены сведения, о причастности к преступлению 35 и 38-летних мужчин, а также 16-летнего подростка. В отношении них было возбуждено уголовное дело по двум эпизодам ч.4 ст.111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевших»), – сообщили «Комсомолке» в пресс-службе СУ СКР по Краснодарскому краю. – Подозреваемым предъявлено обвинение, на время следствия они, по решению, суда заключены под стражу.

Мог или не мог – вот в чем вопрос…

Двое свидетелей, на показания которых опирается следствие, утверждают, что организатором беспредела стал именно слепой подросток.

«Яворский сказал мне, что Корниенко (один из убитых – прим. авт.) хотел Яну пустить по кругу, то есть чтобы все поочереди вступили с ней в половую связь. После чего Яворский стал наносить удары руками по голове Корниенко, налил спирт на его штанину и поджег. Отчего тот стал кричать, что ему горячо, и тогда Яворский стал тушить его ногой…», – написано в показаниях свидетеля в материалах дела. Этот же человек утверждает, что Марк бросил в избитого бомжа блок от кондиционера и… приказал его собутыльников изнасиловать его! А когда у тех ничего не получилось (согласно протоколу, они пытались это сделать!), потребовал сделать это деревянной палкой.

Разумеется, в это фантасмагорическую историю (слепой подросток, взрослые дядьки, насилие, палки, 70 рублей) мама Марка не верит на грамм. И винит во всем бездомных, те, по ее словам, банально все выдумали и оговорили школьника, чтобы уйти от ответственности.

– Марик даже ходить без помощи посторонних толком не может, а его обвиняют в убийстве, это же беспредел! – возмущается Оксана Яворская. – Да и если трезво во всем разобраться, мой сын не мог в этом участвовать, потому что по данным экспертизы побои, из-за которых эти мужчины умерли, им нанесли с часу до трех часов ночи. А в это время Марик был дома! Он вернулся в 9 часов вечера, есть записи с камер виденаблюдения магазина, около которого мы живем. Там отчетливо видно, как он подъехал на такси. Есть и биллинг его мобильника, он весь вечер сидел в своей комнате и разговаривал с друзьями по телефону.
– Марик сначала посадил меня в такси и я уехала, а сам он вернулся, чтобы забрать свои вещи, которые там забыл, – вспоминает тот злополучный вечер Яна. – После чего он сразу уехал домой. Не мог он никого убить.
Возникает естественный вопрос, как мог практически слепой парень вернуться, забрать вещи, потом вызвать такси и также самостоятельно приехать домой, а перед этим еще и зайти в магазин за жвачкой?

В камере без поводыря

Тем временем судьбой Марка заинтересовались общественники.

– Мы увидели Марка во время проверки камер, в которых содержатся несовершеннолетние, 20 августа, – рассказала «Комсомолке» член общественного наблюдательного комитета Марина Романова. – Он в состоянии полнейшей беспомощности, передвигаться по камере ему помогает мальчик из Абхазии. Я не могу сказать, что он полностью слепой, у него сохранилось 0,05% бокового зрения, но этого не достаточно для безопасного пребывания в помещении, которое никак не оборудовано для инвалидов. Это попросту небезопасно, он ведь может наткнуться на какой-нибудь острый предмет, упасть и повредить себе что-нибудь. Что недавно и произошло. Марк поскользнулся на скользком полу, упал, сильно ушибся, пришлось даже «скорую» вызывать. Было подозрение на перелом, но обошлось. Мы уверены, что нарушено его право на охрану здоровья. Ведь чтобы сохранить оставшееся у него зрение, ему необходимо выполнять рекомендации врачей и проходить лечение. Этого не делается. Кроме того, мальчику необходимо полное обследование. Его проводили, но с нарушениями.

По словам матери, состояние здоровья Марка за 8 месяцев пребывания под стражей резко ухудшилось.
– Только в июле-августе ему несколько раз вызывали «скорую», – женщина не может сдержать слез. – У Марика не только зрение падает, дважды был уже гипертонический криз.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Словно заглядывая в будущее, за три недели до случившегося Марк Яворский разместил в соцсетях вот такое послание, возможно, много о чем-то говорящее (орфография и пунктуация сохранены):

«Салам бродягам. А.У.Е.! Жизнь Ворам! Шпана, поздравляем всех порядочных с наступающим новым 2015 годом! Желаем фарта в делах наших Общих, Мира в Доме нашем, крепнуть духу нашему, процветания Людскому! Чтобы у каждого из нас, все было “без базару” поляна накрыта а в лопатах полно зелени. А так-же здоровья сибирского нам и нашим близким. И, конечно, зеленый свет! С Арестанским Уважением, Шпана»
Следствие по делу Марка и еще двух его подельников вошло в завершающую стадию. Со дня на день материалы передадут в суд, и судьбу мальчика-инвалида будут решать служители Фемиды. А в это время в Сочи, возможно, уже и родится его сын, которого носит под сердцем 16-летняя Яна.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ

…педагогов

«Марк был гордостью школы»

– В это просто невозможно поверить, и даже если суд признает Марка виновным, мы никогда не сможем с этим смириться, – говорят учителя школы, в которой учился подросток. – Он был не просто хорошим учеником, а настоящей гордостью школы. Спортсмен, активист, посещал военно-патриотический центр, участвовал во всех мероприятиях школы. Да и по характеру очень добрый, отзывчивый и веселый мальчишка. Когда он ослеп, у него был мощнейший стресс, с ним работали психологи, одноклассники старались навещать и помогать ему. Но все-таки перевели его на домашнее обучение, и даже экзамены он сдавал в щадящем режиме.

…психолога

«Я бы убрала историю про зрение»

– Переходный возраст, инвалидность, потеря собственных жизненных установок – да с психикой могло произойти что угодно, – считает психолог Марина Виноградова. – На болезнь люди реагируют по-разному: одни смиряются и опускают руки, другие начинают бороться, в третьих появляется злость и агрессия, мол, почему именно я? И появляется стремление к гиперкомпенсации, то есть, установка на то, что да, у меня проблемы со здоровьем, но я вам всем покажу, что я мужик – у меня и деньги в кармане, и девушка беременная, да я и сам могу людям помогать, а мне помощь не нужна. Хоть эти люди – бомжи, которым нужна от меня пачка сигарет или банка пива. Но, как психолог, я бы все таки убрала здесь историю про зрение и посмотрела на Марка, как на здорового. Не стоит спекулировать диагнозом. В сухом остатке у нас остается ребенок, который оказался в ненужном месте в ненужное время и вляпался в жуткую историю. На его месте мог оказаться любой подросток, да! И здесь у меня много вопросов и к правоохранительным органам – что за бомжи, и как у нас работает «детский закон», и к родителям, которые, возможно, слишком увлеклись физическим здоровьем сына, упустив морально-нравственное воспитание. И главная мораль для других мам и пап: не надо выгонять «проблему» из дома, мол, занимайтесь «этим» но только за калиткой.

…врача

«Это не полная слепота»

– С таким диагнозом пациенты видят как-бы через наполненную водой пластиковую бутылку с расстояния 20-30 см и только боковым зрением, – говорит врач-офтальмолог Ирина Ровкина. – Это не полная слепота, но отсутствие лечения и невыполнение рекомендаций врачей может к ней привести.

Автор: Лиана Янкина

Фото: Соцсети

Ссылка на первоисточник.

Источник: Источник
Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное