Выше – только небо
По-настоящему интересных людей встречаешь нечасто. Но мне повезло: познакомилась с ульяновцем Михаилом Сафиуллиным, чья многогранность не может не удивлять. Он – профессиональный фотограф, обожает танцы, путешественник. Кроме того, Михаил – альпинист, который покорял горы Тянь-Шаня в Киргизии, в том числе пик Хан-Тенгри и высшую точку этих гор – пик Победы высотой в 7439 метров, вершину Памира – пик Ленина (7134 метра). Весной 2014 года первым (и на данный момент единственный) из Ульяновской области он прошел подготовку спасателей-альпинистов на Жетон «Спасение в горах».
Конечно, из всех увлечений Михаила меня не могло не привлечь последнее. Альпинисты стали такими же романтическими героями, как космонавты, летчики или подводники. «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» – известная пословица не распространяется на этих ребят, ведь смысл альпинизма как раз заключается в том, чтобы безопасно покорять горные вершины и возвращаться домой невредимыми. По пути приходится преодолевать еще и прихоти неуправляемой погоды, условия «экстремального» быта, наконец, свои собственные привычки и слабости. Также необходимо найти общий язык с группой людей, обладающих разным психологическим фоном, разными характерами, своими «тараканами» в голове.
Раньше альпинист мне представлялся физически сильным, выносливым, самостоятельным, миролюбивым, сосредоточенным человеком (спасибо кино!). Конечно, все эти качества важны там, на высоте, но не только они определяют успех подъема.
В гармонии с миром и с собой
– В России категории сложности маршрутов считаются от 1а до 6б, − рассказывает Михаил. − «Единицу» можно пройти пешком, почти без специальных технических приспособлений. Соответственно, чем выше категория маршрута, тем сложнее становится рельеф. И маршруты разные на одну вершину бывают. В горах я видел много пожилых людей. Например, в одной из экспедиций познакомился с 79-летним мужчиной, который за последние 10 лет три раза поднимался на Эверест, а это 8848 метров. Поэтому в горах большую роль играет «содержание» человека, то, с чем он идет духовно, а не сколько ему лет и как сильно он развит физически.
По словам альпиниста, если не можешь избавиться от мыслей о том, какой у тебя социальный статус «внизу», если не можешь ужиться в команде, то тебя ждут большие проблемы. На высоте все равно, кто ты: банкир, врач, кладовщик; даже мужчина ты или женщина – там включаются совсем другие механизмы жизни.
− Экипировка, специальные знания и навыки – это половина успеха, − продолжает путешественник. − У идущих в горы должно быть «чувство меры». Ведь если человек думает, что ему, несмотря ни на что, нужно залезть на гору, – он становится уязвимым. Например, погода неблагоприятна, а он решает рискнуть, то есть перейти свою меру – добром это не кончится! Точно так же обстоит дело, если в горы человек бежит от трудностей, с которыми ему не под силу справиться в городе. Опасность на высоте и так большая, а у «бегунов» фактор риска увеличивается. Здесь важно быть в гармонии с собой, с миром, с людьми, с которыми идешь в горы. Столько времени, как там, ни с кем не проводишь: спишь в палатке бок о бок, ешь вместе, поднимаешься вместе, да все делаешь с людьми! О себе много узнаешь через других. И каждый раз, когда возвращаешься домой, замечаешь, что изменился.
Быт на высоте
Будни альпинистов суровы и, на первый взгляд, невыносимы. Но ко всему привыкает человек. Правда, не всякий может смириться с постоянными морозами под -30 градусов, когда постоянно надо ходить в нескольких слоях одежды, питаться сублимированной, обезвоженной пищей, приготовленной на специальных газовых горелках в кружках с радиатором. А справлять естественные нужды? Это вообще отдельная история!
Вдобавок ко всему приходится таскать на себе килограммы снаряжения. Конечно, все тщательно взвешивается, чтобы не было перегруза. Альпинистское снаряжение разнообразное, ведь по пути приходится преодолевать отвесные скалы и лед, многокилометровые ледники, огромные трещины. В зависимости от этого подбираются ледорубы, «кошки», веревки, и, конечно же, одежда и обувь.
− Под разные маршруты и сезоны требуется разная экипировка. У меня целая коллекция набралась. Конечно, все это требует больших затрат: профессиональный спорт – дорогое удовольствие. Но с учетом того, что хожу на сложные маршруты, то и снаряжение должно быть высокого класса. Разумеется, 7 лет назад, когда я только увлекся альпинизмом, ничего особенного не было. Потом начал покупать более дорогую экипировку. Не всегда бывают деньги на нужные вещи (только одна пара ботинок из нескольких видов, которые необходимы в скалолазании, может стоить более 1000 евро – Авт.), поэтому часто выручаем друг друга, кто чем может. У альпинистов – это обычное дело.
Есть и другие особенности пребывания в горах. Когда солнце прячется, то ноги в горных ботинках мерзнут, а когда солнце выходит и его лучи начинают отражаться от снежной поверхности – получается эффект гриля: жарит со всех сторон так, что нёбо горит.
На высоте нельзя ходить без очков или маски – можно ослепнуть. Поэтому потеря очков (к слову, и перчаток) ведет к возврату в лагерь. Все не укрытые одеждой участки тела необходимо мазать солнцезащитным кремом, в противном случае – снова «изгнание» в лагерь.
Редкий покоритель вершин не сталкивался с высотной болезнью, связанной с кислородным голоданием, и не клял «горняшку» последними словами. Бывают на маршруте ушибы, вывихи, переломы, случается обморожение, которое порой чревато ампутацией. Но это не останавливает покорителей вершин, каким бы уровнем подготовки они ни обладали.
Другой мир
Почему люди ходят в горы? На этот вопрос сложно ответить, никогда там не бывав. Михаила тоже много размышлял об этом:
− Думаю, чувства альпиниста сродни чувствам космонавта. Я поймал себя на этой мысли, когда в июле-августе 2012 года шел на пик Ленина. Из-за многослойности экипировка походит на скафандр, и себя ощущаешь где-то в другом мире: выйдешь ранним утром, а кругом еще темно и звезды светят, тишина, искрящийся снег, едва различимые формы гор, величие и красота пейзажей…
Может, подобное ощущение и привело Михаила в альпинизм, ведь в детстве он, как и многие мальчишки, мечтал стать космонавтом. Тем не менее, началось его увлечение с фильмов, а потом — с местных скалодромов. Затем он познакомился с мастером спорта по альпинизму, президентом федерации альпинизма Ульяновской области Виктором Колесниченко и сдружился с Зеленоградским клубом альпинистов (город Москва), с участниками которого теперь часто и ходит в горы.
Первое восхождение состоялось в 2007 году на Кавказе. Михаил Сафиуллин отмечает, что это был относительно легкий маршрут, на котором новичков чуть ли не за ручку водили. А потом — понеслось!.. С каждым разом, как Михаил получал новый альпинистский разряд (сейчас у него уровень кандидата в мастера спорта), росла и сложность восхождения, покорялись все новые и новые горы. Среди них – в 2011 году под Новый год ульяновский альпинист взошел на Эльбрус, чьи вершины высотой в 5642 метра находятся на границе Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, летом 2012-го отправился на пик Ленина на Памир — на горную систему на севере Центральной Азии, а также бывал в горах Крыма и вершинах итальянских Альп. Чаще всего Михаил бывает в Киргизии, где уже покорил семитысячники Тянь-Шаня – пики Победы и Хан-Тенгри (в переводе с тюркского означает «Повелитель неба»). На Тянь-Шане он жил и по три недели, и по два месяца.
− Сравнивать поездки невозможно, они разные, − говорит Михаил. − Но каждая вершина важна. И чем выше уровень маршрута, тем труднее найти единомышленников, поэтому на сложные восхождения набираются люди со всех концов России. Обычно в группу входят от двух до шести человек. Маршрут может занять разное время, от четырех часов до двух месяцев. Больше времени требуется, когда на разных этапах подъема на вершину нужно проходить акклиматизацию. В освоенных альпинистами местах есть базовые лагеря – некие отправные точки для путешествия наверх и места, где все складывают продукты, живут, отдыхают. Оттуда уже поднимаемся в промежуточные лагеря, располагающиеся на разных высотах, или на саму вершину горы, если высота позволяет. Правда, сейчас есть тенденция подниматься быстро, что увеличивает фактор риска. Но я обычно не тороплюсь.
Что же касается девушек, профессионально занимающихся альпинизмом, то, по словам молодого человека, серьезных спортсменок, достигших высоких результатов, очень мало.
Научили спасать людей
С 11 по 24 мая 2014 года Михаил Сафиуллин вместе с 40 альпинистами из Москвы, Санкт-Петербурга, Пятигорска, Рязани и других городов прошел Всероссийские специализированные учебно-тренировочные сборы по подготовке спасателей-альпинистов – Жетон «Спасение в горах», организованный в альпинистском лагере «Безенги» в Кабардино-Балкарии.
− По действующим правилам, без этих курсов невозможно выполнить нормативы кандидата в мастера спорта по альпинизму, − отмечает Михаил. − Мне было интересно приобрести новые навыки и знания, а также было необходимо получить КМС, поэтому я и поехал туда.
Две недели они учились с раннего утра до позднего вечера, прерываясь только на еду. В учебном классе щли лекции, затем материал закреплялся на практических занятиях – в реальных ситуациях с пострадавшими на 25 метровой высоте. Причем поднять «курсантов» на поисково-спасательные работы могли в любое время суток. Альпинисты сдали несколько зачетов и письменный экзамен.
К слову, применить полученные знания спасателю Михаилу удалось уже летом того же 2014 года, когда в очередной раз он отправился на 2 месяца в Киргизию. Там он работал горным гидом и спасателем.
− Примечательно, что инициатором и спонсором моего участия в этом мероприятии стало Ульяновское отделение Русского Географического Общества. Эти люди поддерживают словом и делом инициативы в области путешествий, помогают осуществлению множества интереснейших проектов, например, велопутешествию вокруг света нашего земляка Кочеткова. До знакомства с ними я и не предполагал, что у нас происходит столько интересного! − говорит Михаил Сафиуллин.
Беседовала Вера МЕРКУЛОВА.
ulrgo.ru Ульяновское отделение РГО
vk.com/maugli073 Михаил Сафиуллин