Просмотры1367Комментарии8

Лица. Алсу Балакишиева

Интервью из книги Андрея Безденежных «Симбирский контекст. Частная жизнь. Книга 2″, 2003 год. Источник: сайт литературного клуба «Первая роса»

Андрей Безденежных

Андрей Безденежных

Справка:

Генеральный директор ОАО «Темп», владеющего десятком основных продовольственных магазинов в центре города. Владелица городской женской газеты «Аглая» (по состоянию на 2003 год – прим.портала). Родилась в селе Старое Дрожжаное (Татария). С 1972 года живет в Ульяновске.

 

– Алсу Харисовна, почему местом своей работы Вы выбрали Ульяновск, а не Казань?

– До Ульяновска от моего села было всего 70 км, а до Казани – 220. Туда от нас даже автобусы не ходили. Вот и весь секрет… В школе я училась на одни пятерки, учеба давалась легко. И после 8 класса (мама хотела, чтобы я стала врачом) поехала поступать в Ульяновск – в фармучилище. Но опоздала с подачей документов.

В деревню возвращаться не хотелось, поэтому стала думать, что делать. И вот иду я по улице Кузнецова и вижу объявление: «Без экзаменов, по собеседованию принимаются в торгово-кулинарное училище…». Я туда. А там на меня посмотрели и говорят: «Мы тебя, девочка, не возьмем у тебя одни пятерки в аттестате, а у нас профессия непрестижная». Еле-еле комиссию уговорила!
Закончила отделение товароведения и продовольственных товаров, стала работать продавцом. Заочно училась в Самарской экономической академии. Очень любила свое дело, организовывала комсомольско-молодежные соревнования, конкурсы. В 26 лет мне предложили стать директором маленького магазинчика, что расположен на пересечении улиц Радищева и Красногвардейской. Потом я возглавила более крупный магазин – на улице Ленина, 57.
В 1992-м, когда пришла «директива» правительства о коммерциализации торговли, и городской торг разделился на семь муниципальных предприятий, я возглавила МП «Темп», включающее продовольственные магазины центра города. Кстати, на сегодня из всей той семерки «в живых» остались только мы одни – остальные предприятия распались…

– Кем работали Ваши родители?

– Мама у меня – работник торговли, папа, чтобы обеспечить семью, долгое время работал вахтовым методом в шахте – в Воркуте. Там и погиб… Он оформил пенсию, отработал последнюю смену и уже собирался домой. И тут друг (у него была свадьба дочери) попросил вместо него выйти на работу. Папа согласился, под чужой фамилией спустился в шахту. И все… Я ездила за ним, привезла. А после похорон, на которые пришло все село, поняла: «Вот теперь я стала взрослой…»

– Время Вашего директорства в МП «Темп» совпало с самыми мрачными временами в истории области…

– Все эти времена я испытала, что называется, на своей шкуре. И то время, когда губернатор Горячев «вдруг» приостановил всю приватизацию в области, и мы стали принадлежать неизвестно кому – то ли государству, то ли городу, то ли только сами себе. И то, когда он определял нам торговые надбавки на всю продукцию – ценовая политика диктовалась не рыночными условиями, а высокопоставленным чиновником! И то, как он запретил всем производителям хлеба на территории области отпускать нам хлеб, и то, как не выдавал лицензию на торговлю вино-водочной продукцией. Просто из-за того, что, работая в городской думе, я во многом не соглашалась с его позицией!
Главное – пусть не помогать, но просто не мешать торговле. Тогда торговля выживет. Нам же мешали так, что наше предприятие, которое было самым богатым торгом, имело хороший оборотный капитал и не брало кредитов, практически разорилось.

– Не пытались ли Вас убрать с должности?

– Много раз! Были и угрозы по телефону, и каких-то отморозков-наркоманов ко мне подсылали, которые говорили, что сделают со мной, если я «буду вякать», а один из самых высоких областных чиновников прямо так и заявил, что если я не отойду от дел и не передам дела «нужному» человеку, то попаду «на нары, а не на Канары». Я тогда сказала, что никому ничего не отдам, и буду бороться до конца.
Иначе как террором я сейчас это и не называю. Одно время даже приходилось с охраной ездить. Может быть, поэтому в 1996-м я и пошла в Городскую думу. Была депутатом по 2000-й год. Хотела, чтобы хотя бы один голос работника торговли был услышан.

– За счет чего Вы выстояли и сохранили свое предприятие?

– Наверное, за счет того, что я не представляла себя ни на каком другом месте. Мы выжили за счет моей профессиональной любви к своему делу!
Мне говорят, что я фанатка своего дела. Да, я фанатка! Часто не спала ночами, собственноручно разработала методику по выводу своего предприятия из кризиса. Делала то, разработкой чего занимались целые институты.
Сейчас я горжусь тем, что все главные магазины в центре города принадлежат не кому-нибудь, а профессионалам, которые проработали в них более 30 лет. Горжусь тем, что из коллектива начала 90-х у нас на предприятии сохранился костяк – 30% работниц. Горжусь тем, что у нас сейчас нет ни дяди с крупным капиталом, ни олигарха. Мы все делаем сами, и все наши акции принадлежат только нам. Мы – это коллектив в 300 человек, 95% которого составляют женщины.

Вас очень часто называют лидером женской элиты области. Как вы к этому относитесь?

– В этом есть доля правды. Я вхожу в общественную комиссию по делам женщин и в комиссию по семье (созданные региональными женскими движениями) при правительстве РФ и при Академии предпринимательства и бизнеса Аркадия Вольского. В начале марта получила поздравление от Президента, которое вручила лично Валентина Матвиенко. Я езжу и по области. Недавно меня пригласили в Димитровград рассказать тамошним членам клуба «Деловая женщина» о своем опыте работы в бизнесе. Часто бываю на различных предприятиях, у ветеранов, в школах.
И в связи со всем этим, у меня давно уже назрела мысль – объединить всех женщин города Ульяновска. Я считаю, что женщины должны прийти во власть! Причем не просто отсиживаться, а болеть за свое дело.
Не с чужих слов, а на своей шкуре знаю, что женщина в нашей стране сейчас может все. В том числе и навести порядок в таком городе, как Ульяновск.

– Собираетесь в мэры?

– Однозначно могу сказать, что на следующих выборах у нас появится женщина-кандидат в мэры. Может быть, это буду не я, но эту женщину я буду очень поддерживать.

– Чем женщина-мэр лучше мужчины-мэра?

– Женщина в первую очередь думает о семье. А город – это и есть большая семья. Нашему городу уже давно нужна хозяйка. За то, что происходит сейчас, уже просто стыдно! И я не вижу перспективы того, что в ближайшем «мужском» будущем что-то способно измениться.

Если бы Вас сейчас пригласили поработать замгубернатора или заммэра, согласились бы?

– Нет. Гнуть свою линию там, где уже есть другая линия, бессмысленно. Строить нужно начинать с нуля. И первым шагом, еще до избрания, должно быть создание команды. Что бы люди знали, кто идет во власть и зачем это нужно.
Без команды руководитель города понятия не имеет, что происходит, к примеру, в подъезде на улице Доватора. Должно быть конкретное лицо, которое отвечает за тот или иной участок работ и которое правдиво информирует руководителя обо всем, что происходит. Руководитель должен знать проблему не из телефонного звонка, а из личной поездки на место одного из своих верных соратников.

– Команда, о которой вы говорите, будет состоять полностью из женщин?

– И из женщин, и из мужчин. Критерием будет чистое прошлое, местное происхождение, умение работать и любовь к родному городу, желание что-то в нем изменить в лучшую сторону, сделать так, чтобы у нас было все, что должно быть в нормальной жизни.

Какие, по-вашему, основные качества, отличают руководителя-женщину от руководителя-мужчины?

– Я уверена, что женщина будет для всех делать так, как если бы делала лично для себя.
У всех женщин, достигнувших какого-то положения, сейчас душа болит за Россию! Ведь на тех же форумах в Москве мы не только в официальной обстановке встречаемся. И никто из женщин ни разу не сказал: «Ох, как там у меня дома». Все говорят о том, что нужно сделать, чтобы всем жилось лучше.
В команде, где есть женщины (даже если управляет этой командой мужчина), значительно больший порядок. Возьмите Мордовию. После того, как там переизбрали президента республики Меркушкина и на многие высокие посты были назначены женщины, республика стала работать на все Поволжье и отправлять свою продукцию за границу!
А посмотрите на Швецию – страну, в которой построен настоящий социализм. У них по закону во всех структурах власти должны быть женщины! Если какая-то партия не выставляет в парламент 50% депутатов-женщин, то ее просто туда не пускают! Почему мы боимся сделать то же самое?

– Получается, что мужики у нас такие плохие, что ничего не могут нормально сделать без женщин?

– Я не говорю о том, что у нас мужчины плохие. Просто они в последнее время какие-то неглубокие. Своим делом они занимаются очень поверхностно, ни во что не вникают, собирают сливки, отчитываются – и все. То, как это дело будет двигаться дальше, как будет развиваться, им, по большому счету, все равно.
Женщина же, наоборот, каждое дело изучает от начала и до конца. Если она что-то не понимает, она просто за это не берется, пока не будет знать вопрос досконально. У мужчин же чересчур много гордости и важности. Чуть что начнут им советовать, они сразу: «Не учи, я сам все знаю!» А если подсказывает еще и женщина, то вообще: «Не суйся! Твое место на кухне!» При этом сами они учиться этому делу не желают, и ничего в нем не понимают.
Как результат, если посмотреть по городу и области, то ни одно большое дело до конца так и не доведено. Вот они – руководители-мужики!..

– Легко ли сейчас в России быть «бизнесвумен»?

– По России женщин в бизнесе не больше 5% от числа бизнесменов-мужиков. Это притом, что 53% населения страны – именно женщины.
Начинать бизнес с нуля женщине сейчас очень тяжело, трудно пройти барьер мужского непонимания. Мужчины изначально не верят тому, что женщина способна чего-то достигнуть. Любой бизнес предполагает наличие партнеров. Без поддержки власти, кредитов и так далее организовать свое дело очень трудно. Так вот, как раз эта поддержка женщине и не оказывается. То есть путь ее более тернист, она набивает много больше шишек и очень часто так и не реализует свои замыслы.
Вот вам простой пример: лет пять назад я получила предложение из Турции – организовать в городе несколько маршрутов по перевозке пассажиров на микроавтобусах. Турки хотели арендовать у нас в городе лет на 15-20 землю, построить на ней свое автопредприятие и работать. Я пришла к тогдашнему мэру Виталию Марусину и все это изложила. Он отказал.
И что? Три года спустя те же микроавтобусы пошли по нашим улицам «табунами», приносят огромную прибыль, стали главным средством передвижения для большинства населения! Мое же предложение посчитали «нецелесообразным». Мне просто не поверили! И не поверили не просто кому-то неизвестному, а Балакишиевой! А каким было бы отношение, приди с этим предложением не я, а какая-нибудь молодая предпринимательница?!

– Как относятся к Вашему руководству мужчины-подчиненные?

– У меня есть один мужчина – заместитель по техническим вопросам и один – по правовым вопросам.. Остальные мужчины на нашем предприятии работают водителями. Как они относятся к моему руководству, нужно спрашивать у них. Единственное, что могу сказать, характер у меня твердый, я могу потребовать очень сильно. Я отходчивая, но если я замечу, что человек мне лжет, разговор бывает очень жесткий. Независимо от того, мужчина это или женщина.

– Интересно, хватает ли Вам – «бизнесвумен» – времени на семью? Что для Вас на первом месте: семья или работа?

– С мужем мы живем вместе уже 25 лет. Он – азербайджанец, имеет высшее экономическое образование, работал в агропромышленном комплексе. Сейчас занимается бизнесом. Наша дочь – поздний ребенок, учится в пятом классе.
Сейчас я уже состоялась как руководитель. Со всеми моими заместителями три десятка лет назад мы пришли сюда еще молодыми девчонками. И они, и директора магазинов – очень верные люди, которые пережили со мной очень и очень многое. Поэтому сейчас на первом месте у меня уже семья. Тогда же, когда в 90-х я проходила свою суровую жизненную школу, то больше думала о работе. Например, ни одного дня не была в декретном отпуске, да и дочка росла у меня на работе – была «сыном полка».

– Вы – татарка, Ваш муж – азербайджанец. Оба принадлежите к мусульманской религии, которая традиционно ставит женщину на второй план после мужчины. Муж никогда не ставил Вас перед выбором – или семья или работа?

– Я ему очень благодарна за то, что такого он никогда не делал. Никогда не говорил: «Так, я сегодня приду в пять вечера. Чтобы у меня был ужин!». Наоборот, иногда, когда я устаю и не хочу ехать на очередную ассамблею в другой город, говорит: «Езжай! Привезешь для себя и для нашего общего дела много полезного».
Вообще же, мы с ним удивительно похожи! Он такой же горячий, как я. Но столько лет вместе научили нас не обжигать друг друга. Если он вскипает, я промолчу, если я, он стерпит. А потом сядем без обид и спокойно во всем разбираемся. Тем более что «железная» я только на работе. Дома я значительно мягче. Может быть, из-за того, что очень сильно люблю своего мужа.

– Как Вы воспитываете свою дочь?

– Дочка на меня очень похожа – старательная, переживающая за свое нынешнее дело – учебу. Я никогда с ней не сюсюкала, никогда не говорила неправду, никогда не обещала чего-то за то, чтобы она хорошо училась. С дочерью я разговариваю как с равной. У меня нет от нее никаких секретов. Я отношусь к ней по-честному.

– Хотите ли Вы, что бы она так же, как и Вы, стала «бизнесвумен»?

– Почему бы нет? Если она заменит меня на нынешнем посту, мне будет спокойно и за ее будущее, и за будущее своего предприятия. Хотя сейчас дочь, так же, как и я в школе, думает о профессии врача.

– Какие человеческие качества Вы не можете простить?

– Ложь и корысть. Если кто-то работает со мной, а сам за моей спиной пытается нажиться.

– Каким был самый счастливый день в Вашей жизни?

– Рождение дочери Айгуль.

– Что Вам подарил муж на последнее 8 Марта?

– На 8 Марта муж всегда дарит мне мои любимые французские духи – «Черная магия».

– Каким, на Ваш взгляд, должен быть идеальный мужчина?

– Аккуратным, порядочным, верным и любящим свою семью.

– В чем Ваша жизненная правда?

– В любви к жизни. Ко всякой жизни. Я очень люблю жизнь и хочу, чтобы в жизни никому не было больно, чтобы никто не страдал. Когда я вижу плачущих детей или незаслуженно обиженных, у меня внутри все вскипает. Человек живет один раз и поэтому должен взять от жизни всю радость, которую взять возможно.

– Назовите три Ваших лучших качества, которые позволили Вам добиться успеха?

– Мое главное качество – я люблю и ценю людей.

– Какое значение для Вас имеют деньги?

– К деньгам я отношусь очень спокойно. Они не самое главное в жизни. Я знаю очень много богатых людей, которые очень одиноки и несчастны. И знаю много людей, которые были богатыми, считали себя чуть ли не царями всей земли, а потом у них в один момент все рухнуло. И не осталось ничего – даже друзей и близких.
Поэтому, когда у меня появляются лишние деньги, я предпочитаю делать подарки другим. Например, совсем недавно собрала подруг своей дочери и за свой счет свозила в аквапарк в Самару. Деньги как пришли, так и уходят, а любовь и уважение остаются.

– Вы верующий человек?

– Обо мне нельзя сказать, что я не выхожу из мечети, но в Бога я верю. И каждого призываю к тому, чтобы он в Него верил, независимо от того, православный он или мусульманин.

– Счастливый ли Вы человек?

– Может быть, это и не правильно, но я считаю, что да. У меня есть хорошая семья, хорошие друзья и хорошая работа. Что еще человеку нужно?

Впечатления от встречи:
Алсу Харисовна – очень добрая, мягкая и общительная женщина. Во время нашего разговора в ее рабочем кабинете прямо рядом с ней спала и сонно сопела маленькая собачка. Но за всеми этими чисто женскими качествами в Алсу Харисовне чувствуется огромная внутренняя сила, стойкость и уверенность. Такой женщине по плечу многое. Перед нашей встречей она только что вернулась из водного похода по Суре на плотах. Балакишиева – мэр? Я думаю, это был бы очень симпатичный вариант для нашего города.

 

Справедливый телефон
Десятки тысяч людей остались без воды! СТ №357 от 4.12.2023
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное