Вести с полей
В Ульяновской области в разгаре уборочная страда. Посмотреть, как убирают пшеницу, корреспонденты «МГ» отправились в село Дмитриево-Помряскино Старомайнского района. Хозяйство, расположенное здесь, является одним из лучших в районе.
Путь наш лежит на окраину села, на зерноток. Там пересаживаемся на «уазик» главного агронома Евгения Бранькова, который любезно согласился устроить нам, горожанам, экскурсию на поля. Минут пять трясемся по ухабам, мимо уже убранных полей. И вот, наконец, прибываем на место.
Мы подоспели как раз к обеду. Точнее, к его началу.
– Обед мы начинаем развозить с 11 часов, а там — как получается, – говорит бригадир Сергей Карасев. – Точного времени нет, оно зависит от того, сколько людей кормим.
Работа не прекращается даже в обед. Пока одни механизаторы покидают технику и подходят к зеленому «уазику», где женщина-повар раздает им борщ и макароны с котлетами, другие продолжают убирать пшеницу, ссыпать зерно и увозить его с полей.
Рабочий день у комбайнеров и трактористов – не нормированный. Как выходят в поле в 7-8 часов утра, так и трудятся, пока вечерняя роса не ляжет. Или не пойдет дождь.
– У нас все зависит от погоды, – рассказывает Евгений Браньков. – Вот вчера дождь не дал работать.
– Да и холодно! – добавляю, ежась под ледяными порывами ветра.
– Нет, это даже хорошо, – улыбается Евгений. – В такую погоду работать лучше, чем в жару. Работа встанет только если дождь пойдет — колос нужно срезать сухим. Хотя часа через 2-3 снова сможем работать: ветер сильный, обдует быстро.
Внутри комбайна
Пока мы беседовали с агрономом и бригадиром, на поле трудились несколько комбайнов. Два из них куплены недавно, остальные (например, «ДОН 1500 Б») – постарше, но вся техника выглядит и работает неплохо — видно, что за ней следят.
– Я технику люблю, – говорит Михаил Ефанов, который на комбайне трудится с 14-ти лет. – Пару лет назад надоело, решил сделать перерыв, но потом соскучился и вернулся.
Зарплата комбайнера идет «от ножа» – сколько зерна собрал, столько денег получил. Но о выборе профессии Михаил не жалеет — зимой возится с любимой техникой, ремонтирует и готовит агрегат к уборочной.
По словам «начальства», основной заработок хоть и складывается в период уборочной, но есть стандартные расценки — чтобы и зимой никто без зарплаты не остался.
Подкараулив, когда Михаил закончит обедать, напрашиваюсь в его комбайн: хочется посмотреть страду «изнутри». И вот с высоты кабины Ростсельмашевского «ACROSа 530» я уже наблюдаю, как колосья пшеницы вместе с немногочисленными сорняками срезаются и исчезают в недрах машины.
– Мусор туда почти не попадает, – объясняет Михаил, с помощью кнопок ловко управляясь с держателями, молотилками и прочими не понятными мне частями сельхозтехники. – Спереди колос полностью срезается, а под нами он сейчас обмолачивается. Часть зерна поднимается дальше.
Признаться, свою поездку на комбайне я представляла по-другому. Думала, будет пыльно, шумно и нечем дышать. Оказалось, кабина полностью застеклена, внутри работает кондиционер. Конечно, от шума никуда не денешься, но все не так уж и страшно. Даже музыку на магнитоле, установленной внутри, можно послушать.
Проделав по полю «круг почета», останавливаемся возле трактора и начинаем ссыпать зерно. Из бункера, расположенного за нашими спинами, оно убывает и сплошным потоком наполняет кузов. Загрузившись, тракторист везет урожай на зерноток.
Кормим соседей
По словам работников, уборочная в этом году началась на пару дней раньше, чем в прошлом году. Общая площадь полей этого хозяйства — 3,5 тысячи гектаров. Из них 880 га — озимые культуры, которые сейчас и убирают. А вот яровые пока не подошли. На их уборку сельчане планируют выйти недели через две.
– Уборочная длится от трех недель до месяца, – рассказывает Сергей Карасев. – Даже в очень урожайный 2011 год убирали ровно месяц. В этом году дожди лили неравномерно. Поэтому где-то урожай хороший, как здесь, где-то похуже, но не погиб он в этом году нигде. Озимые уродились лучше, чем яровые.
– Все равно яровых будет больше, чем в прошлом году, – добавляет Евгений Браньков. – А по озимым урожай, мне кажется, будет на уровне прошлого года.
В 2013 году, кстати, средняя урожайность в хозяйстве, расположенном в Дмитриево-Помряскино, была около 25 центнеров с гектара — весьма неплохая для нашего региона.
Среди покупателей старомайнского зерна — Ульяновская область и Татарстан. Но в основном закупает его Самарская область. По словам руководителя хозяйства Николая Чухманова, у наших соседей хорошие субсидии — большую часть денег им возвращают, и получатся, что для самарцев элитное зерно обходится по цене фуража.
P.S. На поле мы побывали в понедельник, когда убрали уже больше половины пшеницы, а закончить планировали не позже четверга. Надеемся, что планы выполнены, и желаем труженикам сухой погоды и побольше покупателей — в том числе и из родного региона.
Анастасия ИЛЬИНА.