Легенда ульяновского хоккея с мячом
“Фундамент есть. Пора строить новую «Волгу” – 65-летний юбилей отметил мастер спорта по хоккею с мячом Виталий АГУРЕЕВ.
– Виталий Яковлевич, когда начали играть в «Волге»?
– В январе 1968 года Горин в одной из игр получил травму, меня минуты на две-три выпустили. Потом еще несколько матчей также прошли, в одном из них я даже гол забил (27 января в домашнем матче с краснотурьинским «Трудом». – Прим. авт.) Правда, как я оказался первым у того мяча, так до сих пор и не понимаю. Такая сутолока была, и без меня народу хватало, но и я полез, затолкнул.
– Однако по-настоящему «разгуляться» вам среди взрослых не дали – последовал вызов на сбор юниорской сборной страны…
– Да, первый раз нас собирали в октябре в Первоуральске, где, по-моему, тогда только что открыли Дворец с искусственным льдом. Собрали нас человек 30 и начали просматривать. Второй сбор прошел в Калининграде, уже после моего дебюта в «Волге». Там мы немного потренировались, сыграли пару игр со взрослыми командами, если не ошибаюсь, Калининграда и Свердловска. По их результатам и был определен состав, в который посчастливилось попасть и мне. Однако меня поджидало весьма суровое испытание другого плана – выбрать-то меня выбрали, а вот документы для заграничной поездки в Ульяновске вовремя не подготовили. Несколько дней сидел я в Москве буквально на иголках. Хорошо, все обошлось – чуть ли не в последний день мои бумаги рейсовым самолетом «Ульяновск–Москва» из нашего обкома партии передали мне.
– Дуэт братьев Агуреевых мог войти в историю – и «Волги», и всего русского хоккея. Почему не сложилось?
– Судьбу Жени круто изменил один крайне неприятный инцидент. Как-то на танцах он повздорил с кем-то, завязалась потасовка, Женя своего соперника ударил. А тот оказался милиционером в штатском. Над братом нависла угроза получить пять лет тюрьмы. Я на правах старшего «организовал» ему армию. Спасибо, нашлись в городе люди, которые с таким решением согласились. Так Женя прямо после тренировочного матча «Волги» с хабаровским СКА накануне следующего сезона и уехал с этой командой. Жаль, что он не смог продолжить карьеру в «Волге», но, думаю, я поступил правильно. Спас брата от тюрьмы, не дал сломать карьеру великому игроку. Конечно, тот эпизод был крайне неприятным, но зачем из-за одной ошибки молодости совершать другую, уже вполне «взрослую». Ведь сломали бы парню жизнь. Мы выбрали наименьшее из зол.
– Спорт подарил вам здоровье или отнял его?
– Однозначно не ответишь. Тогда травмы старались вылечить побыстрее, чтобы снова играть. О последствиях по молодости не думали. Да и как лечили? Отваром так называемой убойной травы, что мама готовила, да фталазолом, что лежал в коробке для лекарств у Георгия Ивановича Лосева, нашего тренера, администратора и доктора в одном лице. Этот фталазол был «от всего». Понятно, какой от него толк? А сейчас, конечно, тяжело. В частности, позвоночник болит.
– Это правда, что с женой вы познакомились благодаря хоккею?
– Мы впервые встретились на заволжском стадионе во время массового катания. Ну, массовое оно было для всех желающих, а лично я тогда готовился к юниорскому чемпионату мира. Да мы и до этого приходили на каток, когда там яблоку негде было упасть. Очень хорошая тренировка, скажу я вам. Чтобы не столкнуться с «простыми» катающимися, приходилось лавировать, крутиться – общем, коньковую подготовку демонстрировать по полной программе. Однажды не получилось – сшиб девушку по имени Татьяна. Извинился, познакомились, стали дружить. Через пять лет она стала моей женой. Кстати, когда мы поженились, она не посещала хоккейные матчи. Ходить на стадион стала позже.
– Вы играли против многих мастеров русского хоккея. Кто на вас произвел самое яркое впечатление?
– Безусловно, Валерий Маслов. Это настоящий мозг русского хоккея. Все было при нем – и техника, и катание. Хотя понятно, что выдающихся мастеров в хоккее с мячом было предостаточно. Взять, к примеру, того же Евгения Папугина или Николая Дуракова.
– А в современном хоккее может кто-то сравниться с Масловым?
– Разве только Сергей Ломанов, но он иного плана хоккеист. Ломанов больше играет индивидуально, Маслов же в пас здорово играл.
– Как вам игра «Волги» в минувшем сезоне?
– Я бы не стал сейчас оценивать игру команды в минувшем сезоне. Меня куда больше волнует, что будет дальше. Лично мое мнение, что в «Волгу» нужно смелее вводить молодежь. Будет трудно, но смена поколений уже пошла. Не нужно требовать от команды сиюминутных результатов за один сезон. В свое время Сергей Макарович Эдукарьянц собрал в «Волгу» ульяновских воспитанников, и мы десять лет играли на очень приличном уровне. Назрели перемены и сейчас, тем более что финансы не позволяют делать какие-то дорогостоящие приобретения. Это видно из высказываний Сергея Ивановича Морозова, и я его полностью поддерживаю. Он и так сделал для хоккея с мячом очень много, построил крытый Дворец спорта. Условия для тренировок – шикарные! Нашему поколению такое и не снилось. Я и вовсе однажды чуть не утонул на одном из предсезонных сборов в Свердловской области. На одной из тренировок на озере пошел в камыши за мячом и провалился под лед. Хорошо, что команда заранее запасалась веревкой и вытащила меня.
– И сколько, по-вашему, потребуется времени, чтобы молодежь «Волги» обкаталась?
– Года три потерпеть придется, но без этого просто никак. Просто нужно определить стратегию развития «Волги».
– Вы уверены в том, что «Волга» останется в Суперлиге?
– Абсолютно. Я жизнь отдал хоккею с мячом и даже мысли не могу допустить, что «Волги» не станет. Верю и в Сергея Ивановича Морозова. Он заложил для строительства новой «Волги» фундамент – «Волга-Спорт-Арену». Теперь нужно строить дом. Уверен, что это получится и «Волга» в скором будущем вернется на лидирующие позиции.
Максим СКВОРЦОВ, Олег Тишаков
Из досье «Чемпиона»
Родился 12 марта 1949 года в Ульяновске. Выступал за ульяновскую «Волгу» (1967/68 и 1969/81), свердловский СКА (1968/69), ульяновский «Старт» (1985/86 и 1987/88). В чемпионатах СССР провел 353 матча, забил 22 мяча. Дважды серебряный (1969, 1972) и дважды бронзовый (1976, 1977) призер чемпионатов СССР. Победитель Спартакиады народов РСФСР (1970), дважды серебряный (в составе свердловского СКА – 1969 г. и в составе «Волги» – 1972) и дважды бронзовый (в составе «Волги», 1976 и 1977 гг.) призер чемпионатов СССР по хоккею с мячом. Серебряный призер (1968) первенства мира по хоккею с мячом среди юниоров. Лучший бомбардир юношеского чемпионата СССР (1970). Трехкратный (1970, 1971 и 1974) чемпион страны, серебряный (1972) и бронзовый (1977) призер чемпионата СССР по хоккею на траве. Победитель Спартакиады народов РСФСР (1970).